Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. 28 апреля (новый стиль). Неделя 6-ая Великого поста

15 мая 2013 15:12
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. 28 апреля (новый стиль). Неделя 6-ая Великого поста

ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ.  В помощь молящимся за Божественной Литургией -  ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ .   В течение предыдущих недель в богослужении церковном нашему слуху и воображению представлялись многочисленные образы Ветхого и Нового Заветов. Мы слышали громогласного пророка Исаию, его обличения нераскаянным грешникам и утешения кающимся. Мы имели возможность усвоить опыт жизни древних праотцев от Адама до Иосифа праведного. Совершая земные поклоны, мы просили по примеру новозаветных подвижников даровать нам Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. На Божественной литургии в субботы и воскресенья мы слышали слова Самого воплотившегося Бога и удивлялись силе Его чудес и величайшей любви к каждому человеку.

Теперь обновленные воздержанием, многократными Исповедью и Причащением мы стоим, держа в руках символы новой жизни – веточки вербы. Мы единое целое с жителями Иерусалима и его окрестностей, толпой обступившими весь путь от горы Масличной к главным воротам города. Вместе с израильтянами мы приветствуем Великого Мессию-Царя: «Осанна! Благословен грядый во Имя господне! Осанна в вышних!» А Он кротко и медленно двигается на необъезженном молодом осленке, люди выражают свою радость, устилая Его путь своими одеждами, цветами, веточками пальм.

Восшествие на необъезженном жребце в Иерусалим есть повторение пророчества: неукрощенное жребя изображает язычников. Одежды апостолов – это учение Христово, преподанное ими язычникам, и воссел духовно на язычников Господь, соделавшись их Богом. Отверженные иудеи были тут налицо. Они устами возвещали: «Царь Израилев», а в душе, в своем Синедрионе, уже решили убийство Спасителя.

И еще другое значение имеет жребя ослее. Оно изображает каждого человека, водимого бессловесными пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы, привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни. Учение Христово отрешает осля от привязи, то есть от исполнения греховной и плотской воли. Потом апостолы приводят осля ко Христу, возлагают на осля ризы; на него восседает Господь и совершает на нем шествие во Иерусалим. Восседает Господь на естественные свойства покорившегося Ему человека, усвоившего себе Его всесвятое учение, и вводит его, восседая на нем, в духовный Божий град, в град мира, во Иерусалим, которого зиждитель – Бог, а не человек.

После слышанного и веденного, после трудов великопостных предлагает Господь каждому из нас стать его последователем. «Кто мне служит, Мне да последует…» (Ин. 12,26). Куда же Ты ведешь нас, Господи?

К плачу и рыданию. Но разве мало люди плачут, сегодня столько причин для безутешного рыдания: люди плачут от невозможности получить желаемое, от злобы и зависти, от горя и болезни. Только плача над умершим, люди забывают вражду, недавние соперники ищут поддержки друг в друге. Вступает Христос в Священный Град тихо, восходя к Своей смерти… Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись.

Народ искал земной свободы, земной победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать и побеждать.

А Христос? Христос никакой силы, никакой власти не проявил. Перед лицом непонимающих Его Он так непонятен: Он все мог, Он мог эту толпу, которая Его так восторженно встречала, собрать воедино, из нее сделать силу, получить политическую власть. Он от этого отказался. Он остался бессильным, беспомощным, уязвимым, кончил как будто побежденным, на кресте, после позорной смерти, среди насмешек

И вот сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви. Они предпочли, они хотели, жаждали земного. Осталась пустыня, пустота, ничто…

Какою скорбью обернется это торжественное празднование Его входа во Свой град. Последующие дни весь народ, и мы вместе с ним, будет с жадностью слушать Его учения в притчах о десяти девах, о злых виноградарях. Священники и фарисеи, обличаемые Его словом и своей совестью, будут строить замыслы Его немедленного уничтожения. «Оставляется вам дом ваш пуст…», - услышат служители храма, отвергающие всеми признанного Бога, Царя-Мессию. Великая Среда – день предательства, каждая среда теперь напоминает о печальной участи ученика-предателя Иуды Искариотского. Великий Четверг – установление Господом самого главного Таинства Церкви – Причащения Святых Таин Его Тела и Крови. Великая пятница – законодатель печали всех пятниц года – Крестные страдания нашего Спасителя. Здесь самое главное – плач, объединяющий Церковь в единое целое. Знаем, Господи, почему весь обагрен Ты весь кровью: грехи наши человеческие тому причиной. Пробитыми руками обнимаешь Ты весь мир раскаявшихся грешников - толкавшихся, бьющих, ворующих и блудящих. Стопами изъязвленными указываешь путь от неправды к Царству Небесному. Сердцем пробитым источаешь Кровь и Воду, дающие жизнь. Терновым венцом, главою израненною казнишь наши мысли похотливые и грязные.

Только бесчувственный, заживо мертвый человек не возрыдает, увидев Твою величайшую Любовь к согрешившему человеку. С Креста собирает нас Господь в единое целое – Церковь. Обнимем друг друга, восплачем друг о друге, с жалостью, состраданием и милосердием обратимся друг к другу, тогда Он будет жить в нас Жизнью, победившей смерть, тогда и плач наш обратится в радость, а скорбь временная в веселие вечное.

Никто не умирает вечной смертью кроме того, в ком умер Бог.

Торжественный вход Господа в Иерусалим. Глава из Закона Божьего.

Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос Царь и идет на смерть добровольно.

Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников Своих, сказав: "идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете, привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу".

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него.

Между тем, в Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, идет в Иерусалим. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: "осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!"

Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его, - своего Спасителя, - и Иерусалим будет разрушен. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: "О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру (т. е. спасению) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (т. е. ты упорно закрываешь глаза на все Божие благоволение, посылаемое тебе). Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя и отеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего" (т. е. времени, когда Господь посветит тебя).

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: "Кто это?"

Народ отвечал: "это - Иисус, пророк из Назарета Галилейского", и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: "написано: - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов - а вы сделали его вертепом разбойников".

Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: "осанна Сыну Давидову!"

Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: "слышишь ли, что они говорят?"

Иисус Христос ответил им: "да разве вы никогда не читали: - из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?". В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его.

Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это - один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.

Тропарь праздника.

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!

Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых, Ты, Христос Бог, перед Своими страданиями воскресил Лазаря из мертвых. Поэтому и мы, подобно детям, нося знаки победы восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне!

Общее воскресение уверяя - удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых; прежде Твоея страсти - прежде Своих страданий; воздвигл еси - Ты воскресил; тем же - поэтому; яко отроцы - подобно детям. Дети, наравне с взрослыми, встречали Христа с древесными ветвями и прославляли Его. Победы знамения носяще - нося знаки победы. Здесь под знамением, или знаками победы Иисуса Христа над смертью, разумеются ветви древес, с которыми мы стоим в храме. Вопием - восклицаем; благословен грядый во имя Господне - достоин прославления идущий во славу Господа.

Материалы "В помощь молящимся" помогут Вам заранее прочитать и лучше понять  Божественную Литургию: прикрепленный файл сохраните и откройте.Для правильного отображения церковно-славянской письменности скачайте шрифты 

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика