Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook

Расписание

Ближайшее богослужение:
Всенощное Бдение 23 мая 16:00

Успенский пост 14 августа - 28 августа (новый стиль).

24 декабря 2013 00:08
Успенский пост 14 августа - 28 августа (новый стиль).Успенский пост 14 августа - 28 августа (новый стиль).
ОТ ТЕЛЕСНЫХ УСЛАЖДЕНИЙ К ДУХОВНОЙ РАДОСТИ    

Два летних месяца – июль и август, а иногда и вторая половина июня отмечены в календаре Православной Церкви как время двух постов, разделенных перерывом в месяц.

Два летних месяца – июль и август, а иногда и вторая половина июня отмечены в календаре Православной Церкви как время двух постов, разделенных перерывом в месяц. Это Петро-Павловский пост, начало которого зaвисит от дня Святой Пасхи, а окончание всегда 12 июля в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла; и Успенский пост, продолжающийся с 14 по 28 августа, то есть до праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Православие в России является культурообразующей религией, поэтому невозможно обойти вниманием вопрос о значении поста в нашей отечественной культуре, в воспитании детей, в жизни тех, кто хотя бы Крещением причастен Православной Церкви.

Как сегодня люди говорят о посте? Часто можно услышать: «Трудно выдержать пост». Действительно, если понимать пост как лишение себя чего-то вкусненького и  приятненького, чего так хочется, и чем дальше, тем хочется сильнее, то и ничего не усмотришь в нем, кроме самоистязания, никому не нужного и бессмысленного.

Совсем другим будет отношение к посту, если посмотреть на него, как на дело любви. Если любишь, разве трудно отказать себе в чем-то ради того, к кому испытываешь самые чистые, светлые чувства? Ради любви люди с радостью жертвовали временем, здоровьем, даже самой жизнью. И без желания и радости жертвовать собой не бывает любви.

Есть прекрасные слова святого апостола Павла о Господе Боге: «…мы Им живем и движемся и существуем,…» (Деян. 17,28). В этих словах мотивация обращения души к Богу в благодарности, а вся наша религия и есть благодарность Тому, Кто является началом нашей жизни. В советское время нам внушали, что религию порождает страх перед силами природы - какая ложь и нелепость!

Как же явить нам нашу благодарность Господу Богу на деле? Самый легкий путь – воздержание на время от излишней, не всегда полезной и тяжелой для нашего организма пищи животного происхождения, а также большее внимание к тому, что вводит в общение с Богом, как источником Любви, Мудрости, Мужества, Утешения. Осмысленное воздержание ради Любви всегда радостно! Такую радость поста люди знали еще в раю, слышали Бога и правильно понимали единственный запрет: если любите, не трогайте плоды всего лишь одного из деревьев рая. Итак, пост – это радость и праздник. Как же нелепо звучит: «выдержать любовь, радость, праздник»!

Пост оказывает мощное влияние на душу человека. В Евангелии мы встречаем такое предупреждение нашего Спасителя: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством …» (Лк. 21,34). Казалось бы, объедение и пьянство – это жизнь тела, какое может оказывать воздействие на состояние души? Оказывается, прямое.  Воздержание телесное освобождает душу от гнета плоти, делает ее доступной для благодатного воздействия Духа Божия. Если правильно поститься (а лучше это делать под руководством священника), то человек начинает познавать состояние душевного покоя, тихой внутренней радости, открытости и расположения к окружающим людям. Становится труднее раздражаться, уходит нервозность и беспокойство, раздражение. Утром легче вставать, вечером нет изнуряющей усталости. Легче решать задачи и даже физически трудиться, спокойнее переносятся невзгоды и испытания. Часто те, кто впервые постился, начинали понимать, что пост – это праздник души, ее встреча с благодатью Духа Святого, называют пост «весной в душе». Знаменитый духовный писатель 19 века святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которая вводит в человека его плотское состояние, являющееся еще более от роскошной и сытой трапезы.

Напротив того пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом - смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати».

Пост - это время служения Богу молитвой и покаянием, спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Пост утончает душу для покаяния.

Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Поститься могут все, здоровые и больные, пожилые и дети. Степень воздержания для всех разная, сообразно возрасту, состоянию здоровья и тяжести труда. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

«Видишь ли, что делает пост, — пишет святитель Афанасий Великий: — болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым». Обсуждают степень воздержания обычно накануне поста со священником, при этом нужно помнить, что воздержание должно быть не только в пище. Как учил известный духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь».

Пост – дело социально важное. Когда-то святой батюшка Серафим Саровский учил всех приходящих к нему со своими проблемами: «Радость моя! Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся…». Иначе говоря, каждый человек своей жизнью, а именно жизнью духа, влияет на окружающих людей и даже на природу. Об этом хочет сказать всем нам устами старца Зосимы знаменитый Федор Михайлович Достоевский: «воистину каждый перед всеми за всех и за все виноват…»

Совершая посты, мы открываем душу для действия Духа Святого Божия, взращивающего в ней прекрасные плоды – Любовь, Радость, Мир, Долготерпение, Благость, Милосердие, Вера, Кротость, Воздержание. Через наше общение Дух Божий действует на семью, сотрудников, на все наше окружение, преображая всесильною Любовью весь мир.

В году всего четыре многодневных поста: Рождественский (с 28 ноября по 7 января), Великий (7 недель перед Пасхой Христовой), Петра и Павла, а также Успенский. Каждый пост помогает нам приготовить свою душу к самым главным праздникам Православной Церкви, чтобы каждый праздник стал для нас событием обновления жизни, а не просто каким-то календарным днем. К Пасхе мы должны подойти воскресшими от мертвых дел и готовыми к жизни вечной; к празднику святых апостолов – свидетелями великих дел Божиих, сотрудниками святых в деле укрепления веры и утверждения Церкви; к Успению обрели радость жизни вечной; а к Рождеству принесли духовные дары Новорожденному Младенцу-Богу.

Есть еще и однодневные посты: это среда и пятница, напоминающие нам о предательстве и крестных страданиях нашего Спасителя, дни Усекновения главы святого Иоанна Крестителя (11 сентября), Крестовоздвижения (27 сентября), сочельники Рождественский и Крещенский (6 и 18 января).

Давайте поститься и радоваться вместе!

Настоятель Свято-Никольского храма в селе Озерецкое  протоиерей  Алексий (Тимофеев).

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика