Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook
Instagram

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 28 августа (новый стиль).

28 августа 2014 10:43
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 28 августа (новый стиль).Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 28 августа (новый стиль).Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 28 августа (новый стиль).Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 28 августа (новый стиль).Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 28 августа (новый стиль).Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 28 августа (новый стиль).

28 августа 2014 года была отслужена божественная литургия на праздник  Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Службу с Свято-Никольском храме в селе Озерецкое совершали настоятель храма протоиерей Алексий и иерей Андрей. 

История праздника.

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на
попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его
родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением
и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях
Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его
младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала
Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов
к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный
день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению
иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из
новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы
видеть и слышать Пречистую Богородицу. Во время гонения, воздвигнутого Иродом
на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с
апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором
проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также
на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой
Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия
пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и
Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица". Благоговение
древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее
жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее
внешнем виде. По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия
Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.),
святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал о
Матери Божией: "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна
сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница
чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не
оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать
хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы
выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда
погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от
неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в
словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая,
голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением
чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию
нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во
сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений,
или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии
родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но
лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы
Свои Она блюла Сама". По преданию, сохраненному церковным историком
Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как
иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с
зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос
продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не
острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе
с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не
гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и,
далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд,
которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь
доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях
обнаруживалась особая благодать. Обстоятельства Успения Божией Матери известны
в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал
священномученик Дионисий Ареопагит. Хотя в Священном Писании нет повествования
об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и
вернейшего предания. Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной
истории Никифора Каллиста в ХIV веке. Ко времени Своего блаженного Успения
Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже
распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против,
которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов. Дни ночи Она
проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу
Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги
Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у
первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не
зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред
Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни
в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь.
С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей
прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала
праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем
скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней
апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем
местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила
фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом
"Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое
прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить
нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам,
чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в
недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой
Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией
Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее
благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы
приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди.
Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание
Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также
чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием
Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70
апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения
Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.
Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их
труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и
молилась с ними о мире и благостоянии всего мира. Настал третий час, когда
должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые
апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором
возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и
пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный
Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие
ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам
Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других
Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о
Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит
душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на
смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа,
поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого
телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки
Своего Сына и Бога. Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая
чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы
взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!
Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите
Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На
Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно". Небесные
врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с
радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного
девства, а от тела разливалось благоухание. Дивна была жизнь Пречистой Девы,
дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует
на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он
сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое". Благоговейно
и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись
благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы
всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к
священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы
приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков
с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором
возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской
светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со
свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие
началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и
всеми провожавшими Ее внeзапно появился обширный и светозарный облачный круг,
наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось
пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам.
Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал
шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные
необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями,
воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая
завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг,
чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли.
Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный
венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною
оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не
видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из
зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором
возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые
прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал
величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших
тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло
Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого
тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в
пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая
непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме
не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий
день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и
громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения
Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились
открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам
Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены
и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо. Вечером
в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им
явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все
дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли
часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа")
и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было
положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь
Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением
и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее
многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело
Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не
оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено
преславным вознесением на Небеса. Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой
торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце
так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует,
убеждаясь в Ее предстательстве за мир. Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной)
горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится
Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.

Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через
несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись
вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме
она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине
Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где
и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто
молился со Своими учениками. Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном
кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери
Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены,
которыми были повито пречистое и благоухающее тело.

по материалам сайта православие ру




Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика