Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook
Instagram

Страстная седмица - воспоминание последних дней земной жизни Господа

24 апреля 2019 23:26
Страстная седмица - воспоминание последних дней земной жизни ГосподаСтрастная седмица - воспоминание последних дней земной жизни Господа

Во время Страстной Седмицы вспоминаются важнейшие события в истории мироздания.Службы последней перед Пасхой недели это особо подчеркивают. В эти дни звучит множество чтений из Ветхого Завета, завершение которого выразилось в крестной смерти Христа Спасителя и установлении Нового Завета. И прежде чем заключить с человеком Новый Завет, пролив на Кресте Свою Кровь, Господь учит народ - и в ознаменование этого в первые три дня Страстной седмицы в храме прочитывается все Четвероевангелие.

Великая Среда - это день, в который Иуда предал Учителя, и тогда же одна женщина драгоценным миром помазала ноги Спасителя. Этот ее поступок Господь объяснил, сказав, что она приготовила Его Тело к погребению. В Среду Страстной седмицы прекращаются земные поклоны (исключение составляет поклонение Плащанице в Пятницу) и заканчивается чтение молитвы Ефрема Сирина. Начинается время усиленного внимания, молитвенного размышления над тайной крестной смерти Христа Спасителя.

Великий Четверг стал днем установления Таинства Причащения. В преддверии смерти и Воскресения Господь собрал учеников на последний дружеский ужин - Вечерю, на которой установил таинство нашего с Ним общения. В те дни в Иерусалиме собирались встречать главный праздник Ветхого Завета - пасху. Ветхозаветной пасхой назывался день избавления народа от смерти в египетском рабстве. И Господь, избавляющий человека от рабства греху и вечной погибели, на Тайной Вечере в Сионской горнице придал древнему ритуалу, включающему в себя благословение хлеба и вина, новый, вечный смысл, когда освятил их и сказал, что всегда, до скончания века, во время литургии Он будет являть нам Себя в таинстве Причащения. И каждый раз, когда мы приходим на литургию в надежде стать причастниками Святых Христовых Тайн, мы являемся участниками Тайной Вечери. Об этом и говорится в молитве перед Причастием: "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но, яко разбойник, исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". В переводе на русский молитва звучит так: "Сын Божий! Сделай меня ныне участником Твоей Тайной Вечери, потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда, но, как разбойник, исповедаю тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем". По традиции все, у кого есть такая возможность, стараются быть в храме в этот день и участвовать в Евхаристии - причащаться. 

В первые три дня Страстной седмицы совершалась литургия Преждеосвященных Даров в Четверг - святителя Иоанна Златоуста. Литургия есть явление спасительной жертвы Христа, и поэтому в тот самый день, в который Он принес Жертву - взошел на Крест, не совершается литургия, но Церковь вспоминает великие и страшные события смерти Богочеловека.

Иисус Христос есть истинный Бог и подлинный человек, во всем, кроме греха, подобный нам, и поэтому страдания и боль Его совершенно настоящие человеческие. Господь был схвачен после Тайной Вечери, и в Четверг Страстной седмицы на вечернем богослужении  (относящемся уже к Пятнице) мы слышим чтение 12 Страстный Евангелий, то есть тех евангельских фрагментов, которые говорят о спасительных страданиях Христа Бога. Каждое зачало сопровождает протяжное пение хора: "Слава долготерпению Твоему, Господи", а также колокольный звон. Все молящиеся в храме в это время зажигают свечи. Господь принял смерть в середине дня, и в середине Страстной Пятницы с престола, который в этот момент символизирует гору Голгофу, на которой был установлен Крест, на середину храма для поклонения выносится Плащаница - плат, изображающий снятое с Креста тело Иисуса Христа.Три дня Плащаница находится на середине храма в ознаменование трехдневного пребывания тела Господа во гробе.

Снятое с Креста тело Спасителя было положено во гробе - небольшой вырубленной в скале пещере. Но как Бог, не ограниченный ни пространством, ни временем, Господь пребывал с Отцом, был в раю с покаявшимся разбойником, которому с Креста пообещал: Сегодня же будешь со мною в раю, и, наконец, душою Господь сошел во ад. Об этом тропарь Великой Пятницы говорит: "Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (то есть "все наполняющий"),  Неописанный ("Неописуемый"). Итак, душою Господь сошел во ад - место смерти, лишенное света, где уже не было никакой надежды встретить Бога. Потеряв Бога на земле, люди не смогли встретить Его, покидая этот мир: согласно древнему представлению, все уходили в царство мертвых, праведники к месту упокоения, грешники к месту наказания. Со смертью на Кресте человеческая душа Господа тоже сходит во ад, но Его душа соединена с Божеством - и теперь в ад, место тьмы, приходит Свет Божественной любви. "Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огорчился, ибо был осмеян;огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен" - так в праздник Пасхи свидетельствует "Огласительное слово" святителя Иоанна Златоуста. Возможность ада как сознательного ухода от Бога все еще остается, но уже нет места, где нельзя встретить Бога. Пророчески об этом возвещал царь Давид: Аще взыду на небо, ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука твоя наставит мя, и удержит мя десница твоя. Из ада Господь выводит всех, начиная от Адама и Евы, ожидавших его пришествия. И древнейшая икона Воскресения Христова - это "Сошествие во ад": из черной расселины Господь за руки извлекает к свету и жизни Адама и Еву, а в их лице все ветхозаветное человечество.

На вечерне Великой Субботы, которая служится утром и соединяется с литургией, звучат ветхозаветные пророчества о победе Христа над смертью, а затем мы слышим Евангелие от Матфея - благую весть о Воскресении Христовом. На этой службе священнослужители переоблачаются из черных в белые одежды. После службы, готовясь встретить самый главный праздник, мы освящаем пасхальную трапезу: ярко раскрашенные яйца, куличи, пасхи.

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика