Праздник Преображения Господня 19 августа18 августа 2015 17:42Праздник этот установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, для показания им Своего Божественного величия и подкрепления их веры. Преображение - это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников -Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды - белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя. Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников. В чем тайна христианства? Оно привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом, не блестящим красноречием ораторов, не внешней красотой своих ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы. * * * «Есть некоторые из здесь стоящих, – сказал спаситель, озирая людей вокруг, – которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе». И по прошествии восьми дней Он взял с собой Петра, Иакова, Иоанна и взошел на гору. Это была гора Фавор, высокая гора недалеко от Назарета, круглая, красивая, и вся украшенная растениями. Но в этот раз она была особенно красива, потому что на этой вершине стоял Христос Спаситель. Пётр, Иаков, Иоанн с удивлением увидели, что Христос Спаситель стоит на вершине горы не один, и сразу узнали – это были пророк Илья и пророк Моисей, и они говорили со Христом о том, что должно было вскоре совершиться, – об Его исшествии. «Есть некоторые из здесь стоящих, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе». И вот, действительно, они увидели это, пришедшее в силе, как сказал Христос, Царство Небесное. До страданий Христа Спасителя, до Его Воскресения, до Его Вознесения, до сошествия Святого Духа на апостолов, увидали всё так, как оно есть сейчас. И тогда Пётр, сам не зная, что он говорил, говорит, обращаясь к Христу: «Сделаем здесь палатки, три палатки» – о себе забыл и о других апостолах, думая только о Христе и об этих пришедших из Царствия Божия пророках – «сделаем три палатки – для Тебя, для пророка Моисея, для пророка Ильи, потому что здесь нам очень хорошо быть». Они почувствовали Царство Божие, действительно пришедшее в силе. Весь мир стал преображаться с этого момента. И этот свет видели апостолы. И потом, во времена Григория Паламы, возник спор между ним и некоторыми другими, потому что они не могли понять этого и говорили, что невозможно человеку видеть этот свет фаворский, потому что он именно Божественный, а мы, люди, не способны видеть его. Тогда Григорий Палама говорил: «Потому что это нетварные энергии, потому что этот свет Божий дан нам, людям, и потому что мы, люди, имеем возможность быть со Христом Спасителем, так как апостолы были, и поэтому мы видим, это дано нам видеть». И тогда пришли старцы, с горы святой Афон и говорили, что, да, можно, потому что есть возможность нам озариться Царством Божиим, есть возможность нам быть в Царстве Божием, и это учение о том, что нам дано быть в Царстве Божием даже до нашей смерти, до перехода в иной мир, является отчетливым и определенным учением православной Церкви, принятым на Соборах и осуществленным в жизни.
Из цикла бесед с епископом Василием (Родзянко) «Слово на православные праздники». Источники:
1249 просмотров /
0 комментариев Светлана Антонова
|
Комментарии