Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook
Instagram

Праздник Крещения Господня (Богоявление). История и смысл праздника.

19 января 2019 17:03
Праздник Крещения Господня (Богоявление). История и смысл праздника.Праздник Крещения Господня (Богоявление). История и смысл праздника.Праздник Крещения Господня (Богоявление). История и смысл праздника.Праздник Крещения Господня (Богоявление). История и смысл праздника.Праздник Крещения Господня (Богоявление). История и смысл праздника.Праздник Крещения Господня (Богоявление). История и смысл праздника.

   Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с Пасхой, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства. 
   Само событие крещения Господа состояло в следующем: когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии. 
   Проповедь пророка Иоанна была проста, но проникала в самую душу слушателей: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», говорил пророк. Местом проповеди Иоанна была пустыня иудейская, – малонаселенная местность, занимавшая западные берега Иордана и Мертвого моря, испещренная скалистыми холмами и сухими ручьями, с очень скудной растительностью, почему и называлась пустыней. 
   После скучных наставлений иудейских книжников, рассуждающих, главным образом, насчет правильного исполнения различных религиозных обрядов, проповедь Иоанна Крестителя пронеслась по Иудее, как струя свежего воздуха. Жители Иерусалима, Иудеи, и даже Галилеи и Самарии толпами устремились услышать живое и вдохновенное слово пророка Божия. 
   Еще за 700 лет до Рождества Христова знаменитый пророк Исаия предсказал в своей книге о проповеди Иоанна Крестителя. Исаия называет пророка Иоанна «гласом вопиющего в пустыне», который должен был «приготовить путь Господу, сделать прямыми стези Его». Предсказал также об Иоанне Крестителе последний ветхозаветный пророк Малахия, живший лет за 400 до Рождества Христова. Он называет Иоанна Ангелом Господним, говоря от лица Божия: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною». 
Призывом «покаяться» пророк Иоанн внушал евреям необходимость глубоко осознать неправильность своих поступков, осудить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. Слово «каяться» – metanoin по-гречески – означает «переменить образ мыслей», начать смотреть на жизнь по-новому. При этом, пророк Иоанн настаивал, чтобы покаяние было искренним, всецелым, сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. «Сотворите плод, достойный покаяния», – говорил пророк иудеям. На часто задаваемый вопрос «что делать?», пророк отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему», иными словами: делайте добро, помогайте нуждающимся. Мытарей (сборщиков податей) пророк убеждал не требовать налогов больше положенного. Воинов учил никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием. 
   Однако, не все иудеи приходили к пророку с жаждой услышать живое слово Божие и намерением исправиться. Некоторые приходили к нему из праздного любопытства, или чтобы придраться к какому-нибудь его неосторожному слову и обвинить пророка перед властями. К недоброжелателям пророка принадлежали иудейские книжники и фарисеи, которые завидовали славе пророка и боялись потерять свой авторитет среди народа. Они гордились знанием закона, своей обрядовой «праведностью», на простых же и некнижных людей смотрели с презрением. Пророк Иоанн, видя лицемерие и злобу иудейских начальников, их нежелание обратиться к Богу, обличал их открыто и весьма строго, говоря: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева (Божия)?» 
   Тех же, которые каялись и исповедовали (открыто объявляли) свои грехи, пророк Иоанн крестил в реке Иордан. Крещение состояло в молитвенном погружении кающегося в воду, что символически означало очищение грехов. Крещение пророка Иоанна не было еще благодатным христианским крещением, но лишь приготовлением к нему. 
   Именуя приближающееся Царство Мессии Небесным, пророк Иоанн давал понять, что Мессианское царство будет не таким, каким многие из иудеев неправильно представляли в виде могущественного и богатого государства. Царство Мессии будет именно небесным – духовным, влекущим к Богу и доставляющим людям нравственное обновление. 
   Некоторые иудеи, глядя на Иоанна, спрашивали себя: не является ли он ожидаемым Мессией? Но пророк Иоанн решительно отклонял от себя это звание, объясняя им, что его задачей является только приготовить людей к принятию грядущего Мессии. Он, Иоанн, крестит их в воде в знак покаяния. Мессия же будет их крестить «Духом Святым и огнем». Иными словами, новое крещение будет не простым символическим омовением, как Иоанново крещение, но будет именно благодатным возрождением человека. В Мессианском крещении Сам Дух Святой, как огонь, спалит греховную нечистоту людей и зажжет в их душах пламенное желание служить Богу. Тех, которые примут Мессию, Бог соберет в Свое Царство, как пшеницу собирают в житницу; тех же, которые воспротивятся Христу, Бог сожжет как солому, огнем неугасимым. 
   Далее Евангелисты повествуют, что во время одной из проповедей предтечи Иоанна на берегу реки Иордана, – «приходит Иисус из Галилеи к Иоанну, чтобы креститься от него». Зачем безгрешный Иисус пришел креститься? Ответ на этот вопрос мы находим у самого Иоанна Крестителя, который несколько раз до этого объяснял членам Синедриона: «Я для того пришел крестить в воде, чтобы Он (Христос) явлен был Израилю», иными словами, чтобы при крещении было обнаружено, кто Он. До этого времени Иисус Христос жил в тиши Назарета, известный только жителям своего маленького города, как сын Марии и плотника Иосифа. Теперь же Христу исполнялось тридцать лет, и Он получал право, согласно еврейским законам, учить народ и называться «равви» – наставником. Настало время явить Себя народу, а народу – услышать свидетельство о Нем, как о давно ожидаемом Мессии. Это и свершалось теперь на берегу Иордана. 
   Однако, когда Господь приблизился к Иоанну, тот почувствовал Его великую, божественную святость, и сказал Иисусу: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне». На что Господь ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Правдой Иисус Христос называет волю Божию. Воля Божия была, чтобы все, желающие стать членами благодатного Мессианского Царства, крестились. Крещение получило значение «двери» в Царство Божие. Иисус Христос, будучи родоначальником нового возрожденного Им человечества, должен был первым войти в основываемое Им Царство, открыть людям путь к спасению и научить их исполнять волю Божию. 
   При этом, погружение Спасителя в воду в момент Его крещения имело еще целью освятить крещение, сделать этот символический обряд благодатным, возрождающим христианским таинством. 
   Все, приходившие к Иоанну, сначала исповедовали грехи свои, а потом погружались в воду. Один Иисус, как безгрешный, пришел к Иоанну прямо для крещения. Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды и начал молиться на берегу. Здесь Он, как Сын Божий, просил Своего Небесного Отца благословить начало Его общественного служения. Внезапно, пока Иисус еще молился, небо раскрылось, и оттуда спустился на Иисуса Дух Святой в виде белого голубя. Одновременно с неба послышался голос Бога Отца, говорившего: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Эти слова Бога Отца были указанием Иоанну и присутствовавшему народа на Божественное достоинство Мессии, Который был не только человек, но и Единородный Сын Божий. 
   Совершившееся здесь тройное чудо – открытие неба, сошествие Духа Святого в виде голубя и свидетельство Бога Отца – полностью убедило пророка Иоанна в том, что Иисус Христос и есть ожидаемый Мессия. Этого видимого сошествия Святого Духа на Мессию и ждал пророк Иоанн, потому что Бог еще в самом начале, посылая пророка на проповедь, сказал ему: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». Таким образом, с этого момента пророк Иоанн Креститель мог без малейшего сомнения свидетельствовать всем об Иисусе, как о Мессии и Агнце Божием, берущим на Себя грехи мира. Вскоре после крещения Господа Иисуса Христа пророк Иоанн уступил Ему нескольких своих учеников: братьев Андрея (Первозванного) и Петра, и братьев Иакова и Иоанна (Богослова). Примкнув к Спасителю, они стали Его первыми учениками и апостолами.

******************************************************************************

 ...Естественно, к Иоанну приходили многие люди. Многие хотели покаяться, многие хотели войти в число спасаемых. Приход  ит туда и Христос. И тоже крестится от Иоанна, но не потому, что ему это крещение было нужно – Христос не нуждался ни в каком крещении, естественно, что и никакой Суд Ему не грозил, Он Сам и есть вершитель этого Суда. И грехов у Него не было, поэтому Он не нуждался в покаянии, в омовении от грехов. И совершенно понятно недоумение Иоанна: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Спаситель перебивает его словами: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
Эта фраза – ключ к пониманию того, зачем Христос крестился от Иоанна. Крещение Христа – знак подтверждения, согласия с Иоанном, что да, грядет новая эпоха, новая эра. Этот момент Крещения Христова является моментом как бы признания Христом Иоанновых полномочий. То есть, Иисус подтверждает, что поистине наступает то время, когда люди должны вступать в число нового народа Божьего, когда формируется это число спасаемых людей.
   Некоторые богословы говорят, что Христос, крестившись от Иоанна, Своим Крещением еще и уподоблял Себя Израильскому народу. Израиль, отступивший от Бога, забывший Бога, нуждался в покаянии. Он нуждался в омовении от грехов. Он должен был обновиться – умом, чувством, своим отношением к жизни – для того, чтобы принять Мессию. И вот Христос крестится, отождествляя себя со всем Израилем, как бы показывая, что весь Израиль, весь народ еврейский должен пережить этот момент перехода от прежней жизни к новой, момент вхождения в число нового Божьего народа. Вот почему Христос крестится. 
    Позже, когда Спаситель уже начинает проповедовать, его ученики тоже получают повеление крестить, и они крестят. Их крещение – идентично тому, что совершал Иоанн. Это еще не новозаветное крещение, не Таинство Крещения, чрез которое прошли все мы. 
А вот Таинством прежнее крещение становится, когда Христос умирает, воскресает и проходит путем от земли на небо, к Отцу! Но это уже другой совершенно обряд, и даже не обряд, а, как мы его называем, Таинство
Кто-то крестился во младенчестве, кто-то – уже будучи взрослым. Что это за Крещение? Наше с вами Крещение означает наше всецелое соединение со Христом. 
   Любое крещение, с древнейших времен, совершалось с… некоторой угрозой для человеческой жизни. Это сегодня воду подогревают, в теплой воде человека крестят, а на Западе – католики, лютеране – вообще отказались от погружений. Омочив персты, священник элегантно брызгает водой на крещаемого. 
Утонуть сегодня при Крещении едва ли возможно, а в древности такой риск для жизни имелся, потому что люди крестились в реках. И само Крещение совершалось следующим образом: на голову человеку клали руку и погружали его с головой в глубину вод. То есть какая-то угроза для жизни сохранялась, и даже в некоторых старинных книгах (в русских книгах – еще в 17-м веке) мы встречаем такой совет: когда крестите, на всякий случай под мышками человека обвяжите веревкой. Чтобы, если вдруг он выскользнет и куда-то его понесет быстрое течение, можно было за эту веревку человека вытащить. Так вот этот обряд погружения в глубину вод символизирует момент умирания. Человек умирает для прежней жизни, его прежняя жизнь погребается, хоронится в этих холодных, таинственных водах, и он выходит из воды для новой, светлой, чистой, праведной жизни. Христианин умирает вместе со Христом, как и Он умер за нас. Но Христос не остался во гробе, Он победил смерть, воскрес! И для Апостола Павла это одна из любимейших мыслей – связывать Крещение человека со Смертью и Воскресением Христа. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим.6:4) Или: Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол.2:12).

Через Таинство Крещения, которое все мы прошли, – мы как бы умираем. И, умирая, выходим из купели, воскресаем к новой, чистой, праведной, христианской жизни. 

Священник Константин Пархоменко

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика