Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook
Instagram

Память преподобного Иоанна Лествичника

08 апреля 2016 11:36
Память преподобного Иоанна ЛествичникаПамять преподобного Иоанна Лествичника
   На четвертой неделе Великого поста Святая Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника, подвижника Православной Церкви, стяжавшего великую мудрость, преобразившего себя и поделившегося этой мудростью со всеми людьми.
   По преданию, св. Иоанн родился около 570 года в семье святых Ксенофонта и Марии. Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия.
   Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик св. Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену».
   Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись.
   В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги.
   В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. Когда преподобный Иоанн управлял монастырем, игумен Раифский от лица всех иноков своей обители попросил преподобного Иоанна составить некое руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат...".
   Сначала преподобный Иоанн смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы. Так была написана знаменитая «Лествица». В переводе со старославянского это значит «лестница». Происхождение названия преподобный объяснил следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения...от земного во святая... соорудил лествицу из 30 степеней, по которой,  достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения".
   "Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов", - писал преподобный Иоанн.

   Четыре года святой Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию.

   Церковь предлагает нам образ святого Иоанна как образец для подражания на пути поста. Из его жития известно, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не получить повода к тщеславию. Но при этом он был столь воздержан в количестве пищи, что укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: он не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Главное же - не уничтожить плодов поста гордостью.


Из «Лествицы»
Слово 8. О безгневии и кротости.
 4. Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина — молчание помыслов при тонком смущении души; а конец — непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров.
Слово 12. О лжи
7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть.
13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.
Слово 30.  О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви.
1. «Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие: вера, надежда и любы, больше же всех любы,» ибо ею именуется Бог (1 Кор.13:13).
2. По моему разумению, вера подобна лучу, надежда — свету, а любовь — кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость.
3. Первая все может творить и созидать; вторую милость Божия ограждает и делает непостыдною; а третья никогда не падает, не перестает от течения, и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением.
26. Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня.
27. Кто говорит, что любит Господа, а на брата своего гневается, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика