О молитве преподобного Ефрема Сирина09 марта 2018 13:33Молитва преподобного Ефрема Сирина читается на все будничных великопостных службах. «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». При первом прочтении ее сопровождают три земных поклона, далее следует краткая молитва :"Боже, очисти мя, грешного". Ее произносят двенадцать раз, совершая двенадцать поясных поклонов. Затем молитва читается вновь и полагается один земной поклон. Человек - существо психофизическое, и в молитву, помимо разума и чувств, включено также тело. Это выражается в том, что мы осеняем себя крестным знамением и делаем поклоны. Поклоны, которые мы совершаем при молитве в храме или дома, выражают наше покаяние и смирение пред лицом Божьего величия. Число "три" содержит и божественную, и человеческую символику, ведь Бог есть Пресвятая Троица, а человек состоит из тела, души и духа. "Двенадцать" - это число Церкви, оснолванной трудами двенадцати апостолов, и это число дня, то есть света. А кто ходит днем, или во свете, тот не спотыкается, - говорит Господь. В молитве святого Ефрема Сирина перечисляется то, от чего мы хотим избавиться и что хотим приобрести в результате поста. Избавиться от праздности и уныния. Церковнославянское слово "праздность" означает "пустоту" и напрямую связано с ленью. Результатом же душевной пустоты становится уныние - бесплодное расположение духа. Любоначалие означает любовь к власти и ведет к превозношению над людьми. Оно появляется, когда мы забываем, что все мы должны быть детьми Бога и стараться исполнять его волю. Празднословие, с которым мы призваны бороться, является словесным выражением духовной пустоты. Четырем перечисленным проявлениям греха противостоят четыре добродетели: целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Тело человека есть храм души, и поэтому все чувства и мысли находят выражение в поведении. Так, отсутствие целомудрия характеризуется прежде всего развращенным поведением. Целомудрие означает цельность - гармонию слов, чувств и поступков. После грехопадения намерения человека и его реальная жизнь зачастую находятся в противоречии. Об этой ситуации внутренней раздвоенности, о законе греха, действующего в человеке, апостол Павел написал так: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю.Если же делаю то, его не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Избавляет от греха, в результате которого человек стал смертным, только Господь. Победа над грехом - от Него. А от нас - желание жить по Его воле и борьба с грехом, которая требует разумности. И потому мы просим у Господа смиренномудрия - правильного взгляда на себя и окружающий мир, который невозможен без памяти о Божьих заповедях. Мы просим терпения. От нетерпеливости происходит беспокойство и суетливость, терпение же учит стойкости. От терпения (происходят) опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает. И наконец, как вершину всех Божьих даров, мы просим любви. Апостол и евангелист Иоанн Богослов утверждает, что Бог есть любовь. Любовь Бога выразилась в творении мира и человека, а более всего в том, что когда человек стал грешным и смертным, Бог послал в мир Своего Сына, Который воплотился и умер на Кресте "нас ради и нашего ради спасения". И мы можем ответить на любовь к нам Бога тем, что будем учиться любить Его. Любовь же к Богу невозможна без любви к ближнему. Господь Иисус Христос все заповеди Божьи, данные в Ветхом Завете, свел только к двум: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Мы просим, чтобы Господь даровал нам возможность видеть свои грехи и не осуждать ближнего - "брата своего". Мы замечаем в других те недостатки, которыми обладаем сами, но для того, чтобы избавиться от своих ошибок, их нужно научиться видеть в себе, а не в других. Для этого необходимо оценивать прежде всего свой внутренний мир и противопоставлять недостойным чувствам и мыслям молитву. Великопостная молитва Ефрема Сирина вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на создание известного стихотворения: Отцы пустынники и жены непорочны, Но ни одна из них меня не умиляет, И падшего крепит неведомою силой: Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Протоиерей Михаил Браверман. (на фото изображена беседа А.С.Пушкина и святителя Филарета Московского)
563 просмотра /
0 комментариев Светлана Антонова
|
Комментарии