Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook
Instagram

О чем звонят колокола у нас на озерцах

13 марта 2014 16:53
О чем звонят колокола у нас на озерцахО чем звонят колокола у нас на озерцах

Красота православного храма не только в архитектуре, но и в его «голосе»: невозможно представить церковь без колокольного звона. Он созывает людей для участия в богослужениях, побуждает всех к прославлению своего Творца, оглашает всю округу в момент самых важных тайнодействий, возвещает торжество Церкви. Как написано в старинных книгах: звуком колокольным христиане в благочестии и вере укреплялись; силы, коварства и наветы бесовские отгонялись и разрушались; бессловесное творение Божие и стихии утишались и служили на пользу людям.

Появление колоколов связывают с именем свт. Павлина Милостивого, епископа Ноланского, увидевшего во сне цветы-колокольчики, издававшие приятный звон. В богослужении колокола стали употреблять примерно с 6-го века, они пришли на смену билам и клепалам (соответственно, это деревянные доски и металлические полосы) или стали их дополнением, как это практикуется, например, в греческих монастырях.

Россия восприняла колокольный звон от первых насадителей святой веры, и первые же храмы на ее территории имели рядом стоящие колокольни и звонницы. В старину колокола называли – «кампаны» , от названия римской провинции Кампания, где отливались из меди первые колокола, и где когда-то жил святитель Павлин Ноланский.

Наш Никольский храм, переданный Православной Церкви в 1990 году, за годы богоборческой власти лишился всех своих колоколов. Прихожане говорили, что когда-то один из колоколов использовали в селе как пожарный, но и он был утерян. Пустая колокольня имела очень невзрачный вид: ее шатер был сплошь покрыт неровными железными листами, выкрашенными в ядовито-голубой цвет. Верхушку венчал кем-то сваренный из кусков металла крест желтого цвета.

В 1998 году приступили к реставрации колокольни. Когда были сняты листы железа, обнаружилась кладка из уже разложившегося, в руках рассыпающегося кирпича. Шатер был разобран и в течение 1999 года построен заново. В конце года были приобретены вылитые на заводе ЛИТЕКС первые колокола: 2 весом по 0,25 пуда, по одному весом 0,5 пуда, 1 пуд, 2 пуда, 5 пудов. Удивительным для всех было то, что на самом большом колоколе изображение иконы Божией Матери «Страстная» - чтимого в нашем храме образа. Помимо приобретенных на московском заводе в храме имелись еще 2 колокола, пожертвованных неизвестными людьми. Все колокола были размещены на колокольне в последние дни уходящего года и века. В ночь на 1 января 2000 года впервые после возрождения храма  наша звонница ожила, и колокольным звоном были оглашены окрестности нашего села.

В конце 2011 года в Колокольном центре приход приобрел комплект звонницы для воссозданной колокольни храма Рождества Богородицы пос. Гульнево. Тогда было решено обновить звонницу и нашего храма. Для этого в 2012 году были проведены работы по укреплению шатра колокольни, и 20 октября состоялось торжественное освящение и размещение на звоннице 9-ти новых колоколов, отлитых для нашего храма в г. Каменск-Уральский Товариществом «Пятков и ко». Вес колоколов –  21; 42; 10; 6; 2,5; 1,2; 1,0; 0,6; 0,35 пудов. 15 декабря был доставлен и поднят на колокольню последний самый большой колокол весом 70 пудов. 

Каменск-Уральский славится своими колоколами отлитыми по старинной традиции  с «русским» профилем, то есть с определенными отношениями  диаметра, толщины и высоты, что отражается в  богатстве тембра (благозвучии) и большой длительности звучания (певучести). Развешивали колокола специалисты из Московского колокольного центра, руководил работами В.Г. Шариков.

По величине в составе звонницы нашего храма различаются колокола: самый большой  - Благовестник, 4 - подзвонные и 5 зазвонных. Подбирались колокола по благозвучию с учетом особенностей звучания каждого из них. Способ звона - «язычный», то есть качанием языка, это традиционно русский способ в отличие от «очепного», когда раскачивают колокол.

Различают 4 вида канонических звонов: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест – возвещает о начале богослужения, совершается и во время службы. Начинается обычно тремя редкими до угасания звука ударами, за которыми следуют мерные удары в один самый большой колокол - благовестник. Продолжительность звона соответствует обычно времени прочтения 50-го псалма. Во время Великого поста звон благовестника обычно более редкий, чем в праздничные дни.

Перебор – это погребальный звон медленными одиночными ударами в каждый колокол от самого малого до самого большого, после чего следует аккорд во все (так называемый удар «во вся»), что символизирует конец временной земной жизни.

Перезвон - печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол по одному или несколько раз, начиная с самого большого и до самого малого,

Трезвон – это звон во все колокола, выражает собой христианскую радость и торжество.. В нем участвуют обычно все три группы колоколов, каждая из которых имеет свою партию.

Обязательными являются звоны на Вечернях, Утренях, Всенощных бдениях и Литургиях. Перед началом Всенощного бдения или Божественной Литургии производится благовест в самый большой - Благовестник. После краткой паузы за благовестом следует трехкратный трезвон.

Второй звон - трезвон в два приема с небольшими паузами (т.н. двузвон ) совершают перед началом чтения Шестопсалмия. Этот двузвон оповещает о начале второй части Всенощного бдения - Утрени и выражает собою радость Рождества Христова.

Третий звон - трезвон в один прием обязательно бывает перед чтением Евангелия на полиелее.

Краткий благовест из  9 ударов бывает на «Честнейшую», то есть в начале пения песнопения, посвященного Божией Матери - «Величит душа Моя Господа...».

Во время совершения Божественной Литургии полагается благовест (т.н. звон  к  «Достойно») для извещения о времени освящения и преложения Святых Даров. Он начинается в начале Евхаристического канона со слов «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…» до пения «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу…».

После окончания Литургии, как и в конце Всенощного Бдения, полагается однократный трезвон.

Во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия было принято звонить в набат или всполох. Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол.

К звонарскому делу допускаются верующие (как мужчины, так и женщины), прошедшие соответствующий инструктаж у опытного звонаря или окончившие специальные курсы. В нашем храме звонарей трое: В.Ю. Фигуровский прошел обучение в Московском колокольном центре в 1977 году, трудился на звоннице храма пророка Илии в Черкизово. А.В. Николаев и В. Паршин прошли краткие курсы в 2011 году. После Пасхи 2013 года все наши звонари получили благословение правящего архиерея Московской епархии – митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Наш приход приглашает всех желающих посвятить себя звонарскому искусству, может дать рекомендацию на прохождение обучения в Московском колокольном центре.

Настоятель Никольского храма с. Озерецкое: прот. Алексий Тимофеев

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика