Нам есть в чем каяться на Царский день 17 июля17 июля 2015 21:34А.А. Мановцев В недавнее время то вдруг на
шоссе, то на улицах (не центральных) городов стали встречаться большие щиты,
как встречаются рекламные, но с иным содержанием; на них написано: «Прости нас,
Государь...», надпись сопровождается портретом Николая II или каким-нибудь
другим подходящим изображением. Поначалу мне показалось в этом продолжение той
экзальтации, что характерна для «тайнинского» (или, как еще называют его, «диомидовского»)
«Царского чина покаяния», регулярно совершавшегося в селе Тайнинском под
Москвой без благословения священноначалия нашей Церкви. А потом подумалось, что
все зависит от происходящего в сердце человека, встретившего подобный щит. Он
служит напоминанием – вполне актуальным! Всякая фальшь – будь то
экзальтация, или пафос, или «зачисление в ряды» без спросу у зачисляемого –
недостойна памяти Царственных Мучеников. То же с требованием (!?) покаяния. Ни
к любви, ни к покаянию сердце принудить невозможно. А напомнить – нормально. Ты
раздражаешься на это напоминание? Не забудь подумать об этом в завершение дня,
пусть «солнце не зайдет в раздражении твоем». Может, если утишить чувства,
мысль о покаянии перед Царем Николаем II предстанет перед тобой иначе? Вот и выходит, что убийство
Царской Семьи было совершено с молчаливого народного согласия. А мы – потомки
тех безразличных. Ужасает отрывок из воспоминаний
Марины Цветаевой о том, как было принято москвичами известие о расстреле Царя:
«Стоим, ждем трамвая. Дождь. И дерзкий мальчишеский петушиный выкрик: «Расстрел
Николая Романова! Расстрел Николая Романова! Николай Романов расстрелян рабочим
Белобородовым!» Смотрю на людей, тоже ждущих трамвая, и тоже (то же!) слышащих.
Рабочие, рваная интеллигенция, солдаты, женщины с детьми. Ничего. Хоть бы кто!
Хоть бы что! Покупают газету, проглядывают мельком, снова отводят глаз — куда?
Да так, в пустоту». Это наши, не столь уж давние, предки. Они не убивали
Царской Семьи, но «убили ум» в себе, если воспользоваться выражением из
Великого Покаянного Канона Андрей Критского, отвернулись от Царской Семьи и
ожесточили, неприметным образом, сердце. От них окаменение сердечное вошло в
культуру и передалось их детям, и так дальше, от поколения к поколению. И если
не осознать в себе этого как личной своей, духовного плана, проблемы, грех
народа останется нераскаянным. Нет, говорят, но страну до
катастрофы довел Царь Николай II. Нельзя не вспомнить и
исторических размышлений святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского,
который сказал в одной из проповедей: «Государь был умерщвлен на глазах всего
народа, не сделавшего даже попытки его спасти. Это тем более страшно и
непонятно, что Государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты
Царей, которых знал, любил и почитал русский народ. Царь-Мученик более всего
походил на Царя Алексея Михайловича, но превосходил его своей непоколебимой кротостью.
<…> Россия знала Александра III Миротворца, но Царь Николай II не
ограничивался только попечением о мире в свои дни, но сделал крупный шаг к
тому, чтобы все народы Европы и всего мира жили миролюбиво и разрешали свои
недоразумения мирным путем. С этой целью, по бескорыстному и благородному
личному почину его, была создана Гаагская конференция. <…> Россия знала
великого преобразователя Петра I, но если припомнить все преобразования Николая
II, то мы не знаем, кому отдать предпочтение, причем последние преобразования
были проведены более внимательно, обдуманно и без резкости». На этом
дерзновенном сопоставлении владыки Иоанна мы закончим цитировать его
размышление, чтобы вернуться к теме нашей статьи. Дело в том, что положение «довел
страну до катастрофы» следует рассматривать как часть следующего, весьма
распространенного среди образованных православных, рассуждения: «Да, конечно,
Царская Семья – страстотерпцы, и Церковь правильно сделала, что их
канонизировала. Но особенно мудро сделала Церковь, что прославила Царя и Царицу
только как страстотерпцев, а вот если взглянуть на их царствование...» - далее
(по обеспечении карт-бланша) следует едкая критика правления Николая II,
настолько едкая, что является попросту хулой, удивительно схожей с тем, как
хулили Царя и Царицу и десятилетия, и сто лет назад. Из одного источника не
может истекать горькая и сладкая вода, а из человека запросто может истекать и
«отдание должного», и хула. Как-то, в споре, бросили мне, например: «Да ведь он
реформы-то как проводил? Начинал и бросал!» - «Приведи пример хотя бы одной
такой реформы» - «Ну я не знаю!». Говоришь затем: «Вот, смотри. Денежная
реформа, реформа образования, земельная реформа. Какая из них была брошена?». В
ответ – молчание, отнюдь не означающее согласия. Нужно книги читать, а не
пользоваться расхожими мнениями, застарелыми клише. Да, тут нужно потрудиться,
тут не обойтись без преодоления – этих самых клише («безвольный человек»,
«хороший семьянин, но бездарный правитель» и пр.). Есть что-то иррациональное в
искреннем желании хулы на Царя. Подозреваю, что бесовский заряд клеветы в
начале ХХ века был слишком силен, что отрава его была слишком цепкой, чтобы
можно было победить ее – указанием на хорошие книги. Их просто не захотят
читать, а удовлетворятся тем, что «всем известно». Всем же известно, что
хороший был семьянин? И остается добавить: и только! «Хороший семьянин был и
только ». Царскую Чету сначала не любят, а потом уже – думают о ней. О каких-то
вещах не хотят узнавать, а о каких-то - не задумываются. О Великой войне (германской) не
думают и не удосужатся узнать, по каким причинам Государь возглавил армию в
1915 г.? Не хотят и не станут читать о том, что Царь внес здоровую и спокойную
атмосферу в работу Ставки, и что, благодаря его попечению, армия возобновила
боеспособность и к весне 1917 года была готова к победоносному наступлению. Не задумаются над тем, что все
трудные моменты последнего царствования – хоть их не так уж и мало, и они,
действительно, трудны – вполне обозримы и вполне поддаются изучению. Было бы
желание – в этом только и дело. День памяти Царственных Мучеников
есть также день церковной памяти св. Андрея Критского, автора Покаянного
Канона. Об этом не раз упоминали православные проповедники, приведем здесь
отрывок еще из одной проповеди свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского:
«Страшная оставленность Царя... Но не он оставляет Россию, Россия оставляет
его, любящего Россию больше своей жизни. Видя это и в надежде, что его
самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь
отрекается от Престола. Но страсть никогда не успокаивается, достигнув
желанного, - он разгорается еще больше. Наступило ликование тех, кто хотел
низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест Государя и дальнейшие
события были неизбежны. Если оставить человека в клетке со зверьми, то рано или
поздно они его растерзают. Государь был убит, и Россия молчала. Не раздалось ни
возмущения, ни протеста, когда совершалось это страшное злодеяние, и это
молчание есть великий грех русского народа, совершенный в день св. Андрея
Критского, творца Великого покаянного канона, читаемого Великим постом...». Прославив Царственных
Страстотерпцев, Церковь не понуждает своих чад к обязательному их почитанию.
Оно живет и «вскисает» как живое действие Духа Божьего. Это в особенности
заметно по умножению участников крестного ходя от Храма-на-Крови в
Екатеринбурге до Ганиной Ямы на Царский День: в позапрошлом году 20 тыс., в
прошлом – 40 тыс. Стоит побывать в Екатеринбурге, стоит постоять в нижнем храме
Храма-на-Крови, у «расстрельной комнаты», чтобы увидеть – просто по тому, как
люди подходят к этому месту – Россия кается. Есть, однако, еще один важный момент – молитва. Для того, чтобы все встало на свои места, нужно решиться молиться Царской Семье. О чем? Например, о своей семье. Пренебрежение молитвой к Царственным Страстотерпцам также есть предмет покаяния перед Царской Семьей. Без молитвы к ним невозможно понять, что они предстоят за нас перед Богом. Они – самые родные для нас наши предстатели. Родные по очень простой причине: о них так много известно, и так много известно изнутри, как бывает только о родных. И в этой возможности для нас знакомиться с ними также заключается их жертвенный подвиг. Было бы только желание знакомиться.
913 просмотров /
0 комментариев Светлана Антонова
|
Комментарии