7 апреля в Свято-Никольском храме в селе Озерецкое прошла праздничная служба праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Службу совершил настоятель храма протоиерей Алексий и протоиерей Георгий.
В древности празднику Благовещения давали
разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления,
Благовещение ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник
Благовещения, ничего неизвестно. Известно лишь, что в 560 году император
Иустиниан указал дату празднования Благовещения — 25 марта (7 апреля по новому
стилю).
Название
праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события:
возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца
Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и
отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.
Когда настало время Сыну Божию сделаться
человеком, в целом свете не было святее и достойнее Девы Марии. Незадолго до
Благовещения, по преданию около четырех месяцев, Мария была обручена с Иосифом
и жила в Назарете в его доме. В этот дом и был послан Архангел Гавриил, он
возвестил ей тайну воплощения от нее Бога. Церковное Предание говорит, что в
тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка
Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой
у той, которая удостоится родить Мессию», — думала она.
Гавриил сказал ей слова, которые Церковь
ежедневно повторяет в молитве:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна
Ты в женах! - сказал святой Деве архангел, явившись Ей в Назарете, в доме Иосифа,
которому она обручена была для хранения ее девства. - Ты обрела благодать у
Бога. И вот Ты зачнешь и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус (Спаситель). Он
будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Мария, помня Свой обет девства,
сказала архангелу: «Как же будет это, когда мужа не знаю?» Архангел отвечал:
«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный
Тобою будет свят и назовется Сыном Божиим». «Я раба Господня, пусть будет Мне
по слову Твоему!» - отвечала тогда архангелу Мария. И архангел отошел от неё.
Архангел Гавриил принес Деве Марии самую
большую новость — Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется
пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне
по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать
человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не
принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием
и любовью.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка,
Иосиф хотел отпустить её, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал
:”Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней
есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет
людей Своих от грехов их”
По мнению ряда богословов, слова архангела
Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для
человечества после его грехопадения. Феофилакт
Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал
Еве: „В болезни будешь рождать детей“ (Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает
та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку
Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Сомневаясь
(по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства), Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На
что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на
Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не
останется бессильным никакое слово», привёл пример её родственницы Елисаветы.
Мария,
увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба
Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения
Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа. Николай Кавасила так комментирует эти слова: «Воплощение
было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры
Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план
остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц
Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он
принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью
предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и
Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле.
Своей покорностью и
согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры.
Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь
всяческих да пишет и творит, что хощет»
Комментарии