Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook
Instagram

6 мая 2018 года - неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Память святого великомученика Георгия Победоносца.

06 мая 2018 15:50
6 мая 2018 года - неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Память святого великомученика Георгия Победоносца.6 мая 2018 года - неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Память святого великомученика Георгия Победоносца.
   В пятую Неделю по Пасхе совершается воспоминание беседы Спасителя с Фотиной Самаряныней о живой воде, Его божественном и спасительном учении. 
    Народ, который в иудеях презрительно назывался «самарянами», жил около горы Соморы и потому получил для себя соответствующее наименование. Первоначально же эти люди назывались израильтянами. После смерти царя Соломона общее иудейское царство распалось на две части. Верность законному царю сохранили только два колена — иудино и вениаминово, остальные десять выбрали другого правителя и впоследствии уклонились в идолопоклонство, за что много раз были наказуемы от Бога разорением своего государства и пленением от ассирян. Из Священного Писания они принимали только Пятикнижие пророка Моисея и имели собственный храм для ритуальных действий, отличный от Иеросалимского. Радикальные иудеи гнушались ими и считали подобными язычникам: «нечистыми» и недостойными близкого общения.
    По этой причине женщина-самаряныня, узнавши в Спасителе иудея, с удивлением спросила у Него, как Он может к ней обращаться, вопреки общепринятому еврейскому обычаю. По толкованию святителя Иоанна Златоустого, женщина эта была весьма бедна и зарабатывала себе на жизнь рукоделием. Ведь и пришла она на колодец в полдень (соответственно шестому часу иудейского времени исчисления), когда все прочие люди обычно искали покоя и отдыха. Только у самых бедных  тружеников, постоянно заботившихся о своем пропитании, не было такой возможности. Так же и Господь промыслительно подошел к колодцу именно к шестому часу дня, ибо в который час Ева, прельстившись, впала в грех, в тот же надлежало и исправить женское естество от падения.
    Начавши разговор с обыденной житейской просьбы — подать воды из кладязя, Господь, Единый видящий глубину сердца человеческого, премудро и постепенно возводит женщину к тайнам высшего богословия, которые не вполне открывал в то время даже и близким ученикам Своим и апостолам.
    На искренность и глубину веры женщины указывает и то, что она узнала в Христе долгожданного всеми Мессию не ради каких-либо особенных чудес Его, а ради красоты Самого Спасительного Его учения. Если Он и явил в Себе во время беседы нечто сверхъестественное, то при этом обнаружил и потаенное согрешение женщины, которого она стыдилась и желала  бы скрыть от людей. Без горячего, сердечного расположения к истине она могла бы возмутиться и покинуть это место, но, напротив, она смиренно подтверждает справедливость обличения и проникается все большим благоговением к своему собеседнику, называя Его Господином и Пророком.
«Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4, 18).
    Святые отцы по-разному толкуют эти евангельские строки. 
«Самарянка есть и всякая душа, которая неразумно подчинилась пяти чувствам, потом приняла и ложные учения, как бы шестого прелюбодея, но которой (т.е. душе-грешнице) Иисус благодетельствует или крещением, или источником слез. И слезы могут быть названы колодезем Иакова, то есть ума нашего, попирающего злобу. Воду сию пьет и сам разум, и дети его — помыслы, и скот его — неразумные части души, гнев и пожелание. Ибо слезы служат освежением и для ума и для помыслов, и для прочих сил души» (Блаженный Феофилакт Болгарский).
    Женщина, как только услышала и вкусила  духовную сладость от возвышенных святых поучений, тотчас сильно возгорелась сердцем и даже забыла о самых необходимых  телесных потребностях и естественной усталости. Она бросила пустой водонос у колодца и побежала в город — возвестить о великой и неожиданной встрече. Ради того, чтобы слова ее звучали доказательнее, она презрела и душевный стыд, прилюдно говоря о том, что раньше тщательно скрывала.
«Поистине, душа, воспламененная Божественным огнем, не смотрит ни на что земное, ни на стыд, ни на бесчестие. Вот и она не стыдится обнаруживать свои дела, но говорит: Который сказал мне все, что я сделала. Она могла бы сказать и иначе: пойдите. Посмотрите Пророка, Который пророчествует; но она не говорит так, а презирает мнение о самой себе и имеет ввиду одно только — проповедовать истину» (Блаженный Феофилакт Болгарский).
«Враги человеку домашние его». В то время как самаряне, по слову женщины, тепло и радостно принимают Спасителя в свое селение и с верою и благоговением внимают Его Божественным глаголам, иудеи относятся к Нему с подозрительным пренебрежением, не верят в Него, даже ради самых очевидных чудесных Его деяний, гневаются и клевещут. Самаряне умоляют Христа не покидать их города, иудеи же не только гонят, но и делают многократные попытки побить Его камнями.
   Через некоторое время, когда множество народа соберется в Иерусалим ради почтения к своему великому празднику, Христос опять придет в Иудею проповедовать о неиссякаемом источнике воды для жизни вечной.
    В последний же великий день праздника стоял Исус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 37-38). 
    Но иудеи, в отличие от самарян, хотя и слышали те же слова, не были расположены к ним душою и сердцем, напротив, некоторые главные старейшины вознамерились даже взять под стражу Спасителя, как законопреступника, и непременно сделали бы это, если бы невидимая Божественная сила удерживала их до времени. 
    Женщина же самаряныня твердо и без сомнений приняла Божественное евангельское учение и привела к истинной вере всех своих родственников. Церковное предание сохранило повесть об их страдании и мученическом подвиге.
    Самарянка, которую Христос встретил у колодца, носила имя Фотина. Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней за Христа пострадали ее сыновья Иосия и Виктор, а также сестры Анафролия, Парасковия, Кириакия, Фота и Афотина. Память Фотинии совершается 2 апреля (20 марта по ст. ст.). 


    Великомученик Георгий Победоносец - один из самых почитаемых среди многих христианских народов святых, воин-христианин, пострадавший за веру при императоре-язычнике Диоклетиане, правившем в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова.
    Ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был сы­ном бо­га­тых и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, вос­пи­тав­ших его в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ро­дил­ся он в III веке в го­ро­де Бей­рут (в древ­но­сти – Бе­лит) у под­но­жия Ли­ван­ских гор.
    По­сту­пив на во­ен­ную служ­бу, ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий вы­де­лял­ся сре­ди про­чих во­и­нов сво­им умом, храб­ро­стью, физи­че­ской си­лой, во­ин­ской осан­кой и кра­со­той. До­стиг­нув вско­ре зва­ния ты­ся­че­на­чаль­ни­ка, св. Ге­ор­гий сде­лал­ся лю­бим­цем им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на. Дио­кли­ти­ан был та­лант­ли­вым пра­ви­те­лем, но фа­на­тич­ным при­вер­жен­цем рим­ских бо­гов. По­ста­вив се­бе це­лью воз­ро­дить в Рим­ской им­пе­рии от­ми­ра­ю­щее язы­че­ство, он во­шел в ис­то­рию как один из са­мых же­сто­ких го­ни­те­лей хри­сти­ан.
    Услы­шав од­на­жды на су­де бес­че­ло­веч­ный при­го­вор об ис­треб­ле­нии хри­сти­ан, св. Ге­ор­гий вос­пла­ме­нил­ся со­стра­да­ни­ем к ним. Пред­ви­дя, что его то­же ожи­да­ют стра­да­ния, Ге­ор­гий раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным, от­пу­стил на во­лю сво­их ра­бов, явил­ся к Дио­кли­ти­а­ну и, объ­явив се­бя хри­сти­а­ни­ном, об­ли­чил его в же­сто­ко­сти и неспра­вед­ли­во­сти. Речь св. Ге­ор­гия бы­ла пол­на силь­ных и убе­ди­тель­ных воз­ра­же­ний про­тив им­пе­ра­тор­ско­го при­ка­за пре­сле­до­вать хри­сти­ан.
    По­сле без­ре­зуль­тат­ных уго­во­ров от­речь­ся от Хри­ста им­пе­ра­тор при­ка­зал под­верг­нуть свя­то­го раз­лич­ным му­че­ни­ям. Св. Ге­ор­гий был за­клю­чен в тем­ни­цу, где его по­ло­жи­ли спи­ной на зем­лю, но­ги за­клю­чи­ли в ко­лод­ки, а на грудь по­ло­жи­ли тя­же­лый ка­мень. Но св. Ге­ор­гий му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния и про­слав­лял Гос­по­да. То­гда му­чи­те­ли Ге­ор­гия на­ча­ли изощ­рять­ся в же­сто­ко­сти. Они би­ли свя­то­го во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, ко­ле­со­ва­ли, бро­са­ли в нега­ше­ную из­весть, при­нуж­да­ли бе­жать в са­по­гах с ост­ры­ми гвоз­дя­ми внут­ри. Свя­той му­че­ник все тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил. В кон­це кон­цов им­пе­ра­тор при­ка­зал от­ру­бить ме­чом го­ло­ву свя­то­му. Так свя­той стра­да­лец ото­шел ко Хри­сту в Ни­ко­ми­дии в 303 го­ду.
    Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия за му­же­ство и за ду­хов­ную по­бе­ду над му­чи­те­ля­ми, ко­то­рые не смог­ли за­ста­вить его от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ства, а так­же за чу­до­дей­ствен­ную по­мощь лю­дям в опас­но­сти – на­зы­ва­ют еще По­бе­до­нос­цем. Мо­щи свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца по­ло­жи­ли в па­ле­стин­ском го­ро­де Ли­да, в хра­ме, но­ся­щем его имя, гла­ва же его хра­ни­лась в Ри­ме в хра­ме, то­же по­свя­щен­ном ему.
    На ико­нах св. Ге­ор­гий изо­бра­жа­ет­ся си­дя­щим на бе­лом коне и по­ра­жа­ю­щим ко­пьем змия. Это изо­бра­же­ние ос­но­ва­но на пре­да­нии и от­но­сит­ся к по­смерт­ным чу­де­сам свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Рас­ска­зы­ва­ют, что неда­ле­ко от ме­ста, где ро­дил­ся св. Ге­ор­гий в го­ро­де Бей­ру­те, в озе­ре жил змей, ко­то­рый ча­сто по­жи­рал лю­дей той мест­но­сти. Что это был за зверь – удав, кро­ко­дил или боль­шая яще­ри­ца – неиз­вест­но.
    Суе­вер­ные лю­ди той мест­но­сти для уто­ле­ния яро­сти змея на­ча­ли ре­гу­ляр­но по жре­бию от­да­вать ему на съе­де­ние юно­шу или де­ви­цу. Од­на­жды жре­бий вы­пал на дочь пра­ви­те­ля той мест­но­сти. Ее от­ве­ли к бе­ре­гу озе­ра и при­вя­за­ли, где она в ужа­се ста­ла ожи­дать по­яв­ле­ния змея.
    Ко­гда же зверь стал при­бли­жать­ся к ней, вдруг по­явил­ся на бе­лом коне свет­лый юно­ша, ко­то­рый ко­пьем по­ра­зил змея и спас де­ви­цу. Этот юно­ша был свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий. Та­ким чу­дес­ным яв­ле­ни­ем он пре­кра­тил уни­что­же­ние юно­шей и де­ву­шек в пре­де­лах Бей­ру­та и об­ра­тил ко Хри­сту жи­те­лей той стра­ны, ко­то­рые до это­го бы­ли языч­ни­ка­ми.
    Мож­но пред­по­ло­жить, что яв­ле­ние свя­то­го Ге­ор­гия на коне для за­щи­ты жи­те­лей от змея, а так­же опи­сан­ное в жи­тии чу­дес­ное ожив­ле­ние един­ствен­но­го во­ла у зем­ле­дель­ца по­слу­жи­ли по­во­дом к по­чи­та­нию свя­то­го Ге­ор­гия по­кро­ви­те­лем ско­то­вод­ства и за­щит­ни­ком от хищ­ных зве­рей.
    В до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя в день па­мя­ти свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца жи­те­ли рус­ских де­ре­вень в пер­вый раз по­сле хо­лод­ной зи­мы вы­го­ня­ли скот на паст­би­ще, со­вер­шив мо­ле­бен свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку с окроп­ле­ни­ем до­мов и жи­вот­ных свя­той во­дой. День ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия в на­ро­де еще на­зы­ва­ют «Юрьев день», в этот день, до вре­мен цар­ство­ва­ния Бо­ри­са Го­ду­но­ва, кре­стьяне мог­ли пе­ре­хо­дить к дру­го­му по­ме­щи­ку.
    Святого Ге­ор­гия на протяжении многих веков считают Небесным покровителем всего христолюбивого воинства. Изо­бра­же­ние Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца на коне сим­во­ли­зи­ру­ет по­бе­ду над диа­во­лом – «древним зми­ем» (Откр.12:3, 20:2). Это изо­бра­же­ние бы­ло вклю­че­но в древ­ний герб го­ро­да Моск­вы.

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика