Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы

12 декабря 2014 10:34
4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО ХРАМА
В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из двенадцати главных православных
праздников - напоминает нам о чудесных событиях, происходивших в раннем детстве
Пречистой Девы Марии, Матери Божией. Иоаким и Анна, Святые родители Пресвятой
Девы, еще до рождения Дочери дали в храме обещание Богу, что отдадут дитя на
служение Ему.Когда Марии исполнилось три года, решили родители исполнить обет и посвятить Ее Богу.
Сопровождаемая пением непорочных дев, несущих горящие свечи, окруженная
родственниками и священниками, невидимо же – ангельскими Небесными силами, торжественно
шла в храм Господень Та, Кому суждено будет стать Матерью Всевышнего Бога. Придет
время, когда весь мир назовет Ее Пречистым Храмом Спасовым.Когда шествие
достигло цели, трехлетнюю Малютку поставили на первую из пятнадцати высоких ступеней,
и вдруг, на удивление всем, Мария без посторонней помощи быстро поднялась ко входу
в храм. Перед дверями Ее встретил первосвященник Захария, и тут произошло нечто необычайное и
для всех удивительное: Захария, пророческим Духом прозревая волю Божию, ввел Отроковицу
в самую святую часть храма - во Святое Святых, туда, где когда-то находился Ковчег
Завета, куда только первосвященник имел право входить единожды в год для
молитвы о народе Божием. Иоакиму и Анне, провожающим Святую Отроковицу Священное Предание приписывает следующеенапутствие: «Чадо, иди! И будь Тому, Кто все тебе дал, возношением и сладким
благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься
стать местом вселения Самого Бога...». С первых Своих шагов, напутствуемая
матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает не только в вещественное
Святое Святых, но и в ту глубину Богообщения, где святыми молитвой, безмолвием,
благоговением, любовью, созерцанием, чистотою освящается  душа, становится Богоподобной.До двенадцатилетнего возраста Святая Мария воспитывалась, живя на территории храма,
каждый день Она много часов молилась во Святом Святых, питая душу радостью
общения с Богом и Ангелами. Священники слышали, как святые Ангелы беседовали с
Девой и опекали Ее. И разве удивительно, что мы празднуем это событие, как радостную весть о спасении
каждого из нас? Первая из всех, Пресвятая Дева, вступает в неприступные глубины, чтобы Собою явить
величайшую святыню храма. Явить именно тогда, когда храм в своем Святом Святых
не имел ничего: ранее хранившиеся там святыни – каменные скрижали Завета в
драгоценном Ковчеге, сосуд с манной Небесной и прочие – были безвозвратно
утеряны в результате разрушительных войн.Сама Пречистая Дева явилась миру, как самый драгоценный духовный Ковчег, не для скрижалей Закона, а для Самого Законодателя, Она – Вместилище не пищи тленной,
а Самого Начальника Жизни. Он – Господь и Спаситель Иисус Христос, восприимет
от Нее Себе Плоть и родится, сохранив Ее и по Рождестве Девой, чтобы Эту Плоть
вознести на Крест за наши грехи, чтобы Причастием Святых Таин Тела и Крови
сделать нас родными Богу, живыми храмами Духа Святого.  Несомненно,
к каждому из нас обращен воп­рос Апостола Павла: "Разве не знаете, что
вы храм Бо­жий, и Дух Божий живет в вас?"
(1 Кор. 3, 16). А если
так, значит каждый человек, уже предназначен стать живым хра­мом Божьим, уже
есть величайшая святыня Церкви Христовой. И глубочайшего уважения заслуживают
родители, которые с самых ранних лет посвящают своих детей и самих себя Богу.
Они смогут привить ребенку любовь к святыне и ненависть ко греху. Любовь к
Церкви, к богослужению, к святыне даст их любимому чаду неоценимый опыт
познания Бога, сообщит их душам Дары Духа Святого: любовь, радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Такие люди
всегда были и будут примерами и в семейной, и в общественной жизни. Издревле
семью называли «малая церковь». В ней отец семейства, как мудрый епископ,
руководит всей духовной жизнью своей семьи, он заботится о том, чтобы в его
доме осуществлялись и исполнялись великие заповеди Господа нашего Иисуса
Христа. Подобным образом в такой семье все матери, все
жены несли чрезвычайно важную обязанность - обучать Закону Божье­му, заповедям
Христовым своих детей, всех членов своей семьи.Хочется
пожелать, чтобы нынешние родители знали заповеданную Богом свою важнейшую обязанность:
просвещать детей све­том Христовой истины. Чтобы с каждой семьей пребывало
вечное благословение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с Его
Безначальным Отцом и Пресвятым Духом.

Аминь. Протоиерей Алексий Тимофеев

История праздника.

Вымоленная молитвами своих родителей, Пресвятая Дева Мария до трехлетнего возраста жила с ними. С самого раннего возраста они внушали Ей, что Она смогла родиться только благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. Поэтому Ее место — в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню.

Это намерение Иоакима и Анны — посвятить свою дочь Богу — стало известно в Иерусалиме, и к этому событию собрались их родственники и знакомые, в том числе и юные сверстницы святой Марии.

При шествии в храм девочки, сопровождавшие Пресвятую Деву Марию несли зажженные свечи и пели псалмы. Когда это шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли священники во главе с первосвященником.

К крыльцу храма, по словам блаженного Иеронима, вело 15 ступеней — по числу степенных псалмов. Поставленная матерью на первую ступень Пресвятая Дева Мария самостоятельно взошла по остальным ступеням до самого храмового помоста. При входе в храм священник Захария по наитию Святого Духа ввел Ее вовнутрь святилища, во Святая Святых, куда никому не дозволено было входить, кроме первосвященника, и то — лишь однажды в год.

Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется в Задостойнике праздника, «Зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.»

Праведный Захария устроил Святую Деву жить в доме при храме. Храм в своей окружности имел разные пристройки, в которых проживали служившие при нем. Здесь же находился и приют для девиц.

Святые и праведные Иоаким и Анна, оставив Пресвятую Деву Марию при храме, возвратились к себе домой, сознавая, что их Дочь, как ниспосланный Божественный дар, является их жертвой Тому, от Кого они и получили Ее.

Оставшись жить при храме, святая Дева Мария находилась под надзором и руководством благочестивых наставниц, обучавших Ее, как Священному Писанию, так и разным рукоделиям.

По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами.

Ее день при храме распределялся так: с раннего утра Она молилась, потом читала Священное Писание, затем переходила к рукоделию. Свой день Она также заканчивала молитвой.

Со временем, изучив Священное Писание, Пресвятая Дева Мария обратила особое внимание на пророчество Исаии, написавшего относительно Мессии: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» Размышляя об этом тексте, Она горела желанием увидеть Ту благословенную Деву, Которая удостоится стать матерью Спасителя человечества.

Еще будучи совсем юной, Пречистая Дева лишилась Своих родителей. Оставшись сиротой, Она всецело предалась Богу, нисколько не помышляя о земной любви или семейной жизни. Дав обет девства, Она первая открыла путь всецелого служения Богу, по которому потом пошли многие христианские подвижники.

Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, первосвященник и священники стали советовать Ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это Пречистая поведала им о Своем обете остаться навсегда девою, чем немало удивила их. По учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак.

И вот у священника Захарии возникла дилемма: с одной стороны, закон не разрешал девице, достигшей зрелого возраста, оставаться при храме, а с другой, стороны он не хотел принуждать святую Деву нарушить данный Ею обет.

Размышляя об этом, он придумал следующий компромисс: он предложил Ее родственнику, престарелому Иосифу, стать Ее опекуном. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с Нею, но на деле — стать хранителем Ее обета. Будучи человеком добрым и сострадательным, он согласился это сделать с условием, что она переселится жить к нему в Назарет.

После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет. Пресвятая Дева Мария была опечалена тем, что Ей пришлось расстаться с храмом. Однако, видя во всем волю Божию, Она покорилась божественному Промыслу.

Какова была семейная жизнь Иосифа, предание сохранило лишь отрывочные сведения. По возрасту он мог быть дедушкой юной девицы. Будучи вдовцом, от своей покойной жены Саломии он имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду, а также двух дочерей: Марию и Саломию. В Евангелиях они упоминаются как братья и сестры Иисуса Христа. Хотя праведный Иосиф происходил из царственного рода, будучи потомком царя Давида, он жил очень скромно, зарабатывая себе на хлеб плотничеством. Был он человеком богобоязненным, кротким и трудолюбивым.

В дальнейшей Своей жизни Пресвятая Дева Мария, по свидетельству святого Амвросия Медиоланского, «была Девою не только плотью, но и духом: в сердце — смиренна, в словах — богомудренна, никого не обижала, всем желала добра, не гнушалась убогого, в речах — не скора, в беседах — целомудренна, ни над кем не посмеялась. Вид Ее был образом внутреннего совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, когда тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне прочитанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые, из дома выходила только в храм, и то - в сопутствии родных. И хотя Она и являлась вне дома в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама: другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои блюла Она Сама.»

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика