Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook

Расписание

Ближайшее богослужение:
Молебен с акафистом 31 мая 16:00

19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.

18 января 2016 17:23
19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.19 января - Крещение Господне. Праздник Богоявления.

Навечерие Богоявления

  Пост в навечерие праздника Богоявления (накануне праздника, 18 января) обязан своим происхождением тому, что в древности праздника Рождества и  Крещения Господня совершались в один день. Когда эти празднования для большей торжественности разделились, образовав между собой двенадцать дней Святок, Церковь почла приличным сохранить перед Богоявлением один день поста для лучшей подготовки к этому празднику. Упоминания об этом обычае встречаются в  4 веке. Позже пост в канун Богоявления стал связывать с подготовкой к принятию святой воды. Типикон предписывает христианам поститься в этот день «дондеже освятятся водным кроплением».

Тропарь навечерия, глас 4:

  Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.

   Вспять обращалась некогда Иордан-река от милоти Елисея по вознесении Илии, и разделялись воды туда и сюда, и стал для него сухим путь по влаге, как прообраз истинный крещения, которыми мы переходим путь текучей жизни. Христос явился во Иордане, освящая воды

Кондак навечерия:

  Днесь вод освящается естество, / и разделяется Иордан, / и свои возвращает струи, / Владыку зря крещаема.

   В сей день освящается вод естество, и разделяется Иордан, и удерживает течение струй своих, видя Владыку омываемым.

Крещение Господне 19 января

  Господь  Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. Вместе со своей Матерью Он прожил там до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание ремеслом Своего мнимого отца, праведного Иосифа, который был плотником. Когда Иисусу исполнилось тридцать лет, то есть, время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учить в синагогах и быть наставником, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить людей к принятию людей Мессии. Именно о нем было пророчество Исайи "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис.40,3). Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии (Лк. 3,2), родственнику Пресвятой Девы, который повелевал ему выйти в мир с проповедью покаяния  (Ин. 1,7)

  Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ( Лк. 3,3). Следует отметить, что крещение Иоанново было не тоже самое, что христианское крещение: оно не подавало прощение грехов, но лишь символически свидетельствовало покаяние человека и его желание исправить свою жизнь.  Послушать проповедь пророка выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах Иордана,  исповедуя свои прегрешения( Мк.1,5). У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: не он ли чаемый всеми Избавитель? Креститель сразу же отверг мнение, что он и есть Мессия. «Идет за мной Сильнейший меня,- говорил Предтеча,- у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его: я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым»(Мк. 1,7-8)  И вот, в один из обычных дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иордана иудеям, он Духом Святым узнал среди людей Того, к встрече с Кем он был призван готовить Человечество. Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил: « Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»( Мф. 3,14). Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий. Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду»( Мф. 3,15). Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение пророчества, повелевшего ему выйти из пустыни: «На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым»( Ин. 1, 33).

   Святой Креститель подчинился слову Христову, и Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом «тотчас» церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил из воды, отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и послышался голос Небесного Отца: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк. 3, 21-22). Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание греховного потопа. Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица символ любви, чистоты и кротости. Так и Дух Святой есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и мира.

   Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением, поскольку в этот день все Три Лица Пресвятой Троицы явились людям: Отец - в голосе с неба, Сын - крещаемый по плоти, Дух Святой - сходящий в подобии голубя. Кроме того, этот день знаменует начало общественного служения Христа Спасителя – Его явление народу Израильскому. «Не тот день, в который родился Спаситель нужно назвать явлением,- говорит святитель Иоанн Златоуст,- но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился».

Тропарь Богоявления, глас 1:

  Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже /  и мир просвещей, слава Тебе.

  По крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся, Христе Боже,  и мир просветивший, слава Тебе!
 

Из книги В.Чернова «Вот пост, который я избрал»

……………………………………………………………………………………

На Крещение Господне

Крестящуся Тебе, Господь! во Иордане,

Да в освятительной воде и Духа бане

Омоешь от греха словесных естество,
В трех Лицах чтимое явилось Божество:
Отец невидимый, Сый, всяческих Причина,
Тебя провозгласил, возлюбленнаго Сына;
И в виде голубя, примера чистоты,
Дух Божий на Тебя слетев от высоты,
Неложность утвердил Отеческаго слова.
Ты миру в облаке телеснаго покрова
Явился, Свет святый! разгнал греховну мглу,
И верой светлый мир гласит Твою хвалу.
Ко гласу Ты пришел, гремящему в пустыни:
«Готовьте Вышнему путь правды и святыни!»
Жених словесных душ! ко другу Жениха,
Крещения прося не ведущий греха,
Вид рабский восприяв, Господь всея природы!
Увидели Тебя, и убоялись воды;
И трепетен воззвал муж, посланный Творцем,
Муж-ангел, пред Твоим предшествовать лицем:
Как Света просветит светильник неприметный?
Как руку на Царя положит раб нищетный?
Ты вземлешь мира грех, спасаешь смертных род,
Святый! Ты освяти меня и бездну вод.

1823 год


Ширинский-Шихматов Сергей Александрович
(1783-1837)

Фотографии праздника  в Никольском храме в селе Озерецкое и в Никольском храме в поселке Горки 25.


Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика