Преподобный Сергий Радонежский не оставил после
себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного
учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия
Радонежского – это его жизнь.
Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в
значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в
нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские
идеи.
В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к жизни во Христе, ввел идею и
практику “высокого жития”, как реальный пример нравственного совершенства, как
некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти Сергий Радонежский завещал
своим инокам “иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную”,
“смирением украшать себя”, “единомыслие друг с другом хранить”, “ни во что
ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать,
небесных вечных благ наслаждения”. По сути дела, в этом завещании, в краткой
форме, выражены все главные составляющие идеи “высокого жития”.
Проповедуя “высокое житие”, Сергий Радонежский призывал иноческую братию,
прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов – богатства, власти,
ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают
иноку сосредоточиться на молитве. “А ни о чем бесполезном не нужно заботиться,
но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и
обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно
доброго и полезного душам и телам нашим”, – говорил Сергий.
Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной
собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал
полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей.
Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от
Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали
каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше
того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению
игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и
уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.
Отказ от всего мирского должен был способствовать тому, чтобы иноки хранили
“чистоту души”, как необходимое условие “высокого жития”. В этом смысле, Сергий
Радонежский следовал древней монашеско-аскетической традиции. В тексте Жития
говорится, что в своем сердце (“на сердци имеа”) преподобный Сергий носил
примеры знаменитых древних подвижников, основателей монастырской вообще и, в
частности, общежительской традиции -Антония Великого, Евфимия Великого, Савву
Освященного, Пахомия, Феодосия и прочих.
Однако по его мнению, достижение душевной чистоты не было связано с практикой
“истязания плоти” в том виде, как ее понимали, например, в Киево-Печерском
монастыре. Житие сообщает, что еще в то время, когда иноки жили “особно”,
Сергий вел строгую постническую жизнь, а добродетели его были таковы: “голод,
жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание
уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение
нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная,
бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный”.
При этом Житие подчеркивает особое значение идеи страха Божия, которым
преподобный оградился от грехов. Однако сам страх Божий – это лишь начало
подвига, начало всякой добродетели.
И уже чуть ниже, житие сообщает, что “бесовских искушений” Сергий избегал не
практикой “истязания плоти”, но лишь строгим постом: “Преподобный же,
почувствовав нападение вражеское (т.е. дьявольские искушения. – С.П.), подчинил
себе тело и поработил его, обуздав постом; и так благодатью Божией был он
избавлен от искушений”. Самое же главное средство в борьбе с искушениями –
нравственный подвиг, та самая “чистота души”, когда, не прибегая к физическим
истязаниям, человек лишь одними “стрелами чистоты” способен преодолеть все
соблазны: “Научился он против бесовских нападений обороняться: как только бесы
стрелами греха поразить его хотели, преподобный стрелы чистоты пускал в них,
стреляющих во мраке в праведных сердцем”.
Следовательно, в Троицкой обители аскетический подвиг рассматривали, как,
во-первых, страдание во имя Христа, и, во-вторых, как средство “осветления
души”, ибо страдание должно именно осветлять душу, а не “истязать” тело. Таким
образом, выступая духовным наследником Антония и Феодосия Печерских, Сергий
Радонежский сместил акценты в направление духовного и нравственного
самосовершенствования, отказавшись от физического “истязания плоти”. И недаром
в самом Житие неоднократно подчеркивается, что именно из-за “чистоты жизни”
преподобный Сергий был удостоен Божией благодати.
Немаловажным условием “высокого жития” были идеи смирения и любви. И Сергий
Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим – жизнь можно устраивать
только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло.
Недаром Г.П. Федотов, говоря о Сергии Радонежском, вполне справедливо заметил:
“Смиренная кротость – основная духовная ткань его личности”
Комментарии