Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook
Instagram

16 июня 2019 года - праздник Святой Троицы, день сошествия Святого Духа на апостолов

16 июня 2019 15:33
16 июня 2019 года - праздник Святой Троицы, день сошествия Святого Духа на апостолов
Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов”. Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории.
Пятидесятница – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничать в Иерусалим.
Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и ...изолью от Духа Моего на всякую плоть …Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26–27; Иоил.2:28; Ис.12:3, 44:3).
Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме в так называемой “Сионской горнице.” Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк.24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.
И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение «Духом Святым и огнем», как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мф.3:11). Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина.
На самом же деле сила Духа Святого обнаружилась тогда, кроме прочих внутренних благодатных перемен, еще и во внешнем даре языков именно для того, чтобы апостолы могли успешнее распространять Евангелие среди разных народов, не имея надобности в изучении иностранных языков.
Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание Иоиля, который говорил от имени Бога: "И будет в последние дни, – говорит Господь, – изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; ...и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажу чудеса на небе вверху и на земле внизу» (Иоил.2:28–32). Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения людей.


Поучение в день Пятидесятницы св.праведного Иоанна Кронштадтского
Ныне мы празднуем Отцу и Сыну и Святому Духу - единому Богу в трех Лицах: Отцу, пославшему Святого Своего Духа в виде огненных языков на святых учеников и апостолов, Сыну - умолившему Отца дать апостолам и всем в Него верующим иного Утешителя, единосущного Себе и - Святому Духу, сошедшему на учеников Христовых.
На языке церковном - нынешний праздник называется праздником Пятидесятницы, потому что Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, ниспослал от Бога Отца Своим Апостолам Духа Святого в пятидесятый день после воскресения Своего из мертвых.
Вы слышали не раз, братия, краткую церковную песнь на всенощной, что Духом Святым всяка душа живится и чистотою возвышается (Антиф. 4, гл.) Да, братия, все мы оживаем и возвышаемся к святости Святым Духом. Сей Дух, животворящий теперь, как и всегда, близ нас, потому что Он наполняет Собою вселенную; но, чтобы Он вселился в нас, оживотворил наши души, умерщвленные грехами, для этого нужно каждому молитвою очистить свое сердце, искренно пожелать приобщиться Его святости, Его жизни и усердно стараться получить Его. Когда Всесвятой Дух увидит готовые к Его принятию и жаждущие Его принятия сердца, тогда Сам очистит их вдохвением Своим и вселится во храм вашего тела: не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор. 6,19)? А кто вознерадит ныне об очищении сердца, т.е. не воздержится от помышлений злых и земных пристрастий, тот не удостоится принятия Духа Святого, тот не получит животворящей силы в сердце свое и останется мертвым прегрешениями.
Имейте все горе умы и сердца, и, очистивши себя молитвою и сердечным сокрушением, твердо надейтесь, что удостоитесь принятия Святого Духа: вы услышите Его дыхание в сердце своем, - дыхание тонкое, сладостное, успокаивающее, радующее и из храма вынесете такое сокровище, которого в мире не получите ни за какие сокровища; потому что в мире нет Его. Постарайтесь, братья и сестры, и на будущее время, приходя в храм, наперед очистить себя дома молитвою и сердечным раскаянием; и тем приготовить себя к принятию Святого Духа во св. храме во врем Богослужения. Обратите ваш слух на эти слова, примите их сердцем; ибо иначе бесплодны будут ваши посещения храма, если Духу Святому не будет места в ваших сердцах; а Дух Святой никоим образом не может сообщаться со скверной и тьмой греха. Дух Святой всегда с нами до скончания века, и Его принятия можно удостаиваться и в Церкви во время Богослужения и дома на молитве, особенно же в таинствах церковных всегда, как искренно пожелаете!
Помолимся едиными устами и единым сердцем Духу Святому: сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны! Аминь.

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика