Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook

15 января празднуется память святого преподобного Серафима Саровского

15 января 2017 16:12
15 января празднуется память святого преподобного Серафима Саровского
   Серафим Саровский, пожалуй, наиболее близкий нам святой, в житии которого так явно проступают черты и поступки, свойственные святым отцам первых веков христианства.
Многие читали в житии о смирении и незлобивости преподобного Серафима.
   12 сентября 1804 года, когда Серафим в уединенной пустыньке рубил дрова, на него напали грабители и начали требовать денег.
— Я ни от кого ничего не беру! — ответил им преподобный.
— Как же ты не берешь, если даже в монастырь за хлебом не ходишь. Если не скажешь, где у тебя деньги, мы убьем тебя! — разгневались разбойники.
У преподобного в руках был топор, и он мог бы отбиться, но вместо этого опустил топор и сложил крестом на груди руки.
— Делайте, что вам надобно…
Один из грабителей ударил Серафима обухом по голове, изо рта и из ушей святого хлынула кровь, он упал на землю. А разбойники связали его и продолжали бить, пока им не показалось, что он уже мертв. Потом направились в келью, но нашли там только несколько картофелин и икону.
   Много времени спустя, когда разбойники ушли, преподобный Серафим очнулся и, развязав себя, кое-как поплелся в обитель, благодаря Господа за безвинное страдание и молясь о прощении грабителей.
   Истерзанный, покрытый запекшейся кровью и появился преподобный перед братией. Когда его осмотрели, выяснилось, что проломлена голова, переломаны ребра, а на теле имеется несколько смертельных ран. Никакой надежды на спасение Серафима не было, но тут преподобный уснул и увидел во сне Божию Матерь…
   Сопровождаемая апостолами Иоанном Богословом и Петром, Богородица подошла к постели больного и сказала: “Сей от рода моего!”
   Проснувшись, Серафим почувствовал, что силы вернулись к нему, и к изумлению братии в тот же день встал с постели, и через несколько месяцев возвратился в пустынь…
   Позже разбойников поймали, но святой простил их  и не требовал наказания.

.............................................................

Уединение, молитва, любовь и воздержание, — говорил преподобный Серафим, — суть четырехсоставная колесница, возносящая дух на небо”.
И это было не просто удачное сравнение, это была та реальность, с которою и жил преподобный. Пустынники Александр и Марк, навещая Серафима Саровского, часто заставали его так глубоко погруженным в богомыслие, что он и не замечал их появления… Прождав час-другой, пустынники удалялись…
“Преподобный, — как утверждает его Житие, — и диким зверям внушал благоговение”Посетители святого видели близ него громадного медведя, которого он кормил с рук. Лицо преподобного было тогда светло и радостно.

....................................................

Три года своей отшельнической жизни преподобный провел в совершенном молчании. Если он встречал кого-либо, смиренно кланялся ему и отходил…
— От молчания, — говорил он в последствии, — никто никогда не раскаивался…

........................................................

Тысячу дней и тысячу ночей простоял преподобный на камне. Днем — на камне у себя в келье, сходя только для принятия пищи… А вечером, на закате солнца шел в лесную чащу и стоял там на камне до рассвета с воздетыми к небу руками… И так — жарким летом и в лютый холод зимы…
Немыслимы были эти подвиги, никаких человеческих сил не могло хватить для совершения их, но они оказались под силу сгорбленному, едва передвигающего распухшими ногами, отшельнику.
— В этом подвиге ощутительна была помощь благодати укрепляющей? — спросили у святого.
— Да… — отвечал старец. — Иначе сил человеческих недостало бы… Внутренне подкреплялся и утешался я этим небесным даром, нисходящим свыше от Отца светов.
Помолчал немного и добавил…
— Когда в сердце есть умиление, то и Бог бывает с нами…

.................................................

                     Высказывания преподобного Серафима Саровского

О вере
«Кто истинно верует, тот непременно имеет и дела», - говорил Серафим Саровский. Как известно, в 1794 году Старец поселился в лесу, в 5 километрах от Саровского монастыря. Ведя аскетичный образ жизни, он самостоятельно добывал себе пропитание в лесу, много читал, мало спал, много трудился на собственном огороде рядом с кельей и следил за устроенным им же пчельником.
О надежде
«Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света», - говорил Старец. Важно, что в детстве будущий отец Серафим тяжело заболел. Во сне ему явилась Богородица, которая пообещала исцеление. Сон стал явью: во время крестного хода мимо дома, где жил маленький Прохор (Прохор Мошнин (или Машнин) – так звали в миру святого старца), проносили икону Знамения Пресвятой Богородицы. Мать поспешила вынести сына и приложить к иконе, после чего ребенок пошел на поправку.
О молчании
По словам преподобного Серафима, «ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими». Молчание позволяет человеку созерцать себя и Бога в себе. Сам Старец в 1807 году принял иноческий подвиг молчания, во время которого старался ни с кем не общаться. По возвращению в монастырь в 1810 году он уходит на 15 лет в затвор, после окончания которого принимает многих посетителей, в том числе царя Александр I. Как сказано в житие, Старец получил дар прозорливости и мог исцелять от болезней. «От уединения и молчания рождается умиление и кротость», - замечал Серафим Саровский.
О терпении
«Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью», - считал преподобный Серафим. Доказательством может служить эпизод из жизни Старца. Однажды какие-то люди, узнав, что Старца посещают весьма состоятельные люди, решили его ограбить. Разбойники застали Серафима в лесу за ежедневной молитвой. Они жестоко избили его, проломив голову обухом топора. Несмотря на то, что Серафим был в то время молодым и сильным человеком, он не сопротивлялся. Разбойники обыскали его келью, но ничего не нашли. Преподобный чудом остался жив. После этой трагедии он навсегда остался сильно сгорбленным. Старец говорил, что можно осуждать дурное дело, но не делающего его, ибо «судить и осуждать надлежит единому Богу и Великому Судье».
О мире душевном
Старец советовал «всеми мерами сохранять мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других, для чего следует всячески стараться удерживать гнев». Сам Серафим Саровский был истинным воплощением безгневия. Разбойников, которые напали на него, поймали и опознали, однако отец Серафим простил их, более того – по его требованию преступники были оставлены без наказания. Лучшим рецептом укрощения гнева Старец считал изгнание уныния и стремление обрести «дух радостный, а не печальный».
О посте
Истинный пост, по мнению преподобного Старца, «не в одном изнурении плоти» состоит, а в том, «чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел съесть, отдать алчущему». Он замечал, что святые люди никогда не затевали пост «вдруг», а входили в него постепенно и мало-помалу были способны довольствоваться самой скудной пищей. В житие Серафима отмечен, к примеру, такой факт, что, ведя аскетичный образ жизни в лесу, он в течение трех с половиной лет питался только травой снытью. По утверждению Старца, все святые постники, к удивлению других, «не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу».
О скуке
Святой Старец упоминал и скуку, которая неразлучно сопровождает печаль. Он говорил о том, что обычно скука нападает на монаха около полудня и производит в душе его страшное беспокойство, сопровождаемое зевотой: становятся несносны и место, и братья. Болезнь сия, по словам отца Серафима, врачуется молитвою и «посильным рукоделием», а еще исполнением всех возложенных на послушника обязанностей. «Когда занятия твои придут в настоящий порядок, то скука не найдет себе места в твоем сердце».

.........................................................

Малинка. Чудеса преподобного Серафима Саровского
Митрополит Вениамин Федченков

Это было давно. Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Много наслышан был он об угоднике Божием Серафиме, но сам не верил рассказам о чудесах батюшки. А может, и люди зря чего наговорили ему?..
Встретили архиерея монахи со звоном, честь-честью, в храм провели, потом в архиерейские покои. Ну, угостили его, как полагается. На другой день служба. Осмотрел все архиерей и спрашивает: “А где же живет отец Серафим?”
А батюшка тогда не в монастыре жил, а в пустыни своей. А была зима, снегу-то в саровских лесах – сугробы во какие!
С трудом проехал архиерей. Да и то последнюю дорожку и ему пешочком пришлось идти…
Батюшку предупредили, что сам архиерей идет к нему в гости. Угодничек Божий вышел навстречу без шапочки (клобука) и смиренно в ноги поклон архиерею положил. “Благослови, – говорит, – меня, убогого и грешного, святой Владыка! Благослови, батюшка!” Он и архиерея-то все звал: батюшка да батюшка.
Архиерей благословил и идет впереди в его пустыньку. Батюшка под ручку его поддерживает. Свита осталась ждать. Вошли, помолились, сели. Батюшка-то и говорит:
– Гость у меня высокий, а вот угостить-то у убогого Серафима и нечем.
Архиерей-то, думая, что батюшка хочет его чайком угостить, и говорит:
– Да ты не беспокойся, я сыт. Да и не за этим я к тебе приехал и снег месил. Вот о тебе все разговоры идут разные.
– Какие же, батюшка, разговоры-то? – спрашивает угодник, будто не зная.
– Вот, говорят, ты чудеса творишь.
– Нет, батюшка, убогий Серафим чудеса творить не может. Чудеса творить лишь один Господь Вседержитель волен. Ну а Ему все возможно, Милостивцу. Он и мир-то весь распрекрасный из ничего сотворил, батюшка. Он и через ворона Илию кормил. Он и нам с тобою, батюшка, вот, гляди, благодать-то какую дал…
Архиерей взглянул в угол, куда указывал угодничек, а там большущий куст малины вырос, а на нем полно ягоды спелой.
Обомлел архиерей и сказать ничего не может. Зимой-то – малина, да на голом полу выросла! Как в сказке!
А батюшка Серафим взял блюдечко чайное да и рвет малинку. Нарвал и подносит гостю.
– Кушай, батюшка, кушай! Не смущайся. У Бога-то всего много! И через убогого Серафима по молитве его и по Своей милости неизреченной Он все может. Если веру-то будете иметь с горчичное зерно, то и горе скажете: “Двинься в море!” Она и передвинется. Только сомневаться не нужно, батюшка. Кушай, кушай!
Архиерей все скушал, а потом вдруг и поклонился батюшке в ножки. А батюшка опередить его успел и говорит:
– Нельзя тебе кланяться перед убогим Серафимом, ты – архиерей Божий. На тебе благодать великая! Благослови меня, грешного, да помолись!
Архиерей послушался и встал. Благословил батюшку и только два-три словечка сказал:
– Прости меня, старец Божий: согрешил я перед тобой! И молись обо мне, недостойном, и в этой жизни, и в будущей.
– Слушаю, батюшка, слушаю. Только ты до смерти моей никому ничего не говори, иначе болеть будешь…
Глядит архиерей, а куста-то уже нет, а на блюдечке от малинки сок кое-где остался – значит, не привидение это было. Да и пальчики у него испачканы малинкой.
Вышел архиерей. Свита-то его дожидается. И чего это, думают, он так долго говорил с батюшкой Серафимом? А он, без шапочки, опять под ручку его ведет до самых саночек. Подсадил и еще раз в снег поклонился.
А архиерей, как только отъехал, говорит своим: “Великий угодник Божий. Правду про него говорили, что чудеса может творить”. Но ничего про малинку им не сказал. Только всю дорогу молчал да крестился, а нет-нет и опять скажет: “Великий, великий угодник!”
А когда скончался батюшка, он и рассказал всем про малинку.

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика