Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook
Instagram

15 февраля - праздник Сретения Господня

15 февраля 2016 14:02
15 февраля - праздник Сретения Господня15 февраля - праздник Сретения Господня15 февраля - праздник Сретения Господня15 февраля - праздник Сретения Господня15 февраля - праздник Сретения Господня15 февраля - праздник Сретения Господня15 февраля - праздник Сретения Господня15 февраля - праздник Сретения Господня15 февраля - праздник Сретения Господня15 февраля - праздник Сретения Господня

    В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу:

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,-
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

    В отрывке из Eвангелия от Луки (глава 2, стихи 22-40) рассказывается об одном примечательном событии из детства Спасителя. У евреев существовал древний обычай, еще со времен египетского рабства. Тогда в ночь перед исходом из Египта ангел смерти прошел по стране и поразил всех египетских первенцев. Первенцы же евреев были спасены Богом, а потому с тех пор в знак признательности их стали посвящать Ему на служение. Позже закон немного изменился: прерогатива служения при храме была дана лишь колену, родоначальником которого был Левий. Члены этого клана стали символом всех Израильских первенцев. Тем не менее, каждая еврейская семья на сороковой день после рождения первого мальчика, в память о событии избавления совершала символический обряд выкупа ребенка: в храмовую казну вносили пять сиклей, то есть около 80 грамм серебра. Помимо этого приносили жертву: люди состоятельные – ягненка и голубя, у кого по скромности средств такой возможности не было – двух голубей.

    Этими действиями каждая еврейская семья признавала, что ее главное достояние, ее первенец, на самом деле ей не принадлежит. Его подлинным родителем и отцом является Бог. Это Его подарок. Поэтому к выкупу, который приносили в храм, относились не как к приобретению прав на владение ребенком, которыми до этого обладал Бог. В сознании еврея это была горячая благодарность за услышанные молитвы. Более того. Это являлось материальным символом, залогом и своего рода обещанием воспитать ребенка так, что однажды он уже сам сможет вернуть Богу и людям столько же, но уже в духовном эквиваленте.

    То, что произошло далее, является своеобразной иллюстрацией и пояснением, какой же именно дар принесет миру Спаситель. Человек по имени Симеон, а за ним и некая женщина Анна произнесли пророчества, в которых в краткой форме изобразили будущую судьбу Христа, тот эффект, который произведет Его проповедь, и какое громадное значение Его подвиг будет иметь для судеб всего мира.

    События, о которых рассказывает сегодняшний Евангельский отрывок, известны нам под названием Сретение, то есть встреча. В лице Христа это встреча Нового Завета с Заветом Ветхим, со всеми его обрядовыми установлениями, пророчествами о грядущем Спасителе и благочестивыми людьми, такими как праведный Симеона и Анны, исполненными надежды увидеть Мессию. Событие эпохальные по своей значимости, своеобразный водораздел истории. Однако для нас этот эпизод может стать напоминанием о том, как мы должны относиться к своему личному счастью, в первую очередь – семье и детям. Напоминание о том, что ребенок это подарок от Бога, а если так, то просить о нем, рожать и воспитывать его следует в первую очередь не в угоду единственно себе, но для Того, Кто является его действительным Отцом. Ведь лишь в том случае, если каждое дитя будет воспитываться так, как если бы его выбрали для служения Богу, наверняка он сможет сделать в этой жизни что-то действительно стоящее.

Священник Димитрий Барицкий

radiovera.ru

..............................................................................................

Иосиф Бродский. Сретение

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он - Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем". - Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. "Слова-то какие..."
И старец сказал, повернувшись к Марии:

"В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972 

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика