Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook
Instagram

12 июля 2018 года - память святых первоверховных апостолов Петра и Павла

11 июля 2018 22:19
12 июля 2018 года - память святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Две­на­дца­то­го июля Цер­ковь чтит па­мять свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, этот празд­ник пред­ва­рял пер­вый из двух лет­них по­стов Пет­ров, по­чти ме­сяц ве­ру­ю­щие го­то­ви­лись к этой да­те, как к боль­шо­му празд­ни­ку. По­че­му? За что мы по­чи­та­ем апо­сто­лов, в чем за­клю­ча­лась мис­сия Пет­ра и Пав­ла? 

Чем вы­де­ля­ет­ся их роль в рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства? Ведь не на­зы­ва­ют пер­во­вер­хов­ны­ми ни Иоан­на Бо­го­сло­ва, ни еван­ге­ли­ста Мат­фея, ни Иа­ко­ва, пер­во­го епи­ско­па Иеру­са­ли­ма. Все апо­сто­лы тру­ди­лись над од­ним де­лом, все они сви­де­тель­ство­ва­ли о Хри­сте, но слу­же­ние апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла бы­ло осо­бен­ным уже по то­му, что им бы­ло суж­де­но пе­рей­ти чрез­вы­чай­но важ­ные гра­ни­цы. Апо­столь­ство и все­гда есть пе­ре­хож­де­ние гра­ниц: по­слан­ный от Бо­га об­ра­ща­ет­ся к «внеш­ним», к тем, кто еще за гра­ни­цей Церк­ви; он вы­хо­дит за уста­нов­лен­ные ру­бе­жи об­щи­ны, чтобы про­све­тить и спа­сти тех, ко­то­рые еще во тьме. Очень ча­сто гра­ни­цы эти бы­ли гео­гра­фи­че­ски­ми: апо­стол Фо­ма про­по­ве­до­вал в Ин­дии, рав­ноап­о­столь­ная Ни­на в Гру­зии, рав­ноап­о­столь­ный Ни­ко­лай (1836-1912) в Япо­нии, рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир кре­стил Русь. Но от­нюдь не все­гда пу­ти про­по­ве­ди озна­ча­ли про­стран­ствен­ное пе­ре­ме­ще­ние: апо­сто­лу Пет­ру вы­па­ло пер­во­му об­ра­тить­ся к языч­ни­кам, а не к иуде­ям, и это был важ­ней­ший ру­беж, хо­тя он и не был со­пря­жен с даль­ни­ми пу­те­ше­стви­я­ми. Иуде­ев, из­бран­ный на­род от­де­ля­ли от невер­ных мно­го­ве­ко­вые уста­нов­ле­ния — пе­рей­ти их бы­ло слож­нее, чем уехать на край све­та. Не слу­чай­но, чтобы ре­шить­ся на про­по­ведь языч­ни­кам Пет­ру по­на­до­бил­ся осо­бый знак — ви­де­ние, в ко­то­ром Гос­подь три­жды по­вто­рил, об­ра­ща­ясь к Пет­ру, не гну­шать­ся ни­чем из то­го, что Он очи­стил. Петр про­по­ве­до­вал Кор­ни­лию сот­ни­ку, и, укреп­ляя ре­ши­мость апо­сто­ла, Дух Свя­той со­шел на сот­ни­ка и быв­ших с ним, ко­гда они еще не бы­ли кре­ще­ны во­дой. Петр сде­лал пер­вый шаг, не все хри­сти­ане (то­гда по­го­лов­но иудеи) одоб­ри­ли его на­чи­на­ние. Про­дол­жил же де­ло про­све­ще­ния на­ро­дов «апо­стол языч­ни­ков» Па­вел.

Пер­во­вер­хов­ный апо­стол Па­вел не был в от­ли­чие от Пет­ра спут­ни­ком Спа­си­те­ля в Его зем­ной жиз­ни. Не был он сви­де­те­лем чу­дес и ис­це­ле­ний, не по­лу­чал от Иису­са Хри­ста обе­то­ва­ний, по­доб­но стар­ше­му из две­на­дца­ти: «Ты еси Петр, и на сем камне со­зи­жду Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее, и дам те­бе клю­чи Цар­ства Небес­но­го, и что свя­жешь на зем­ле, бу­дет свя­за­но на небе­сех...»— по­чти невме­сти­мые сло­ва! Рим­ские пер­во­свя­щен­ни­ки не вы­дер­жа­ли их вы­со­ты. По тра­ди­ции они счи­та­ли се­бя на­след­ни­ка­ми Пет­ра, и, от­но­ся сло­ва Гос­по­да к се­бе, со вре­ме­нем на­ча­ли по­чи­тать се­бя без­греш­ны­ми на­мест­ни­ка­ми Хри­ста на зем­ле.

Апо­стол Па­вел, на­про­тив, по­на­ча­лу был го­ни­те­лем хри­сти­ан и рев­ни­те­лем фа­ри­сей­ства. Не уве­ро­вал он и по­сле рас­пя­тия и вос­кре­се­ния Спа­си­те­ля. И толь­ко осо­бое по­се­ще­ние Бо­жие, ко­то­ро­го Савл спо­до­бил­ся на пу­ти в Да­маск, ку­да он шел пре­сле­до­вать уче­ни­ков Хри­сто­вых, по­вер­ну­ло его вспять. И вот он уже рев­ност­ный про­по­вед­ник Еван­ге­лия, про­све­ти­тель языч­ни­ков, на­став­ник об­ра­щен­ных.

По­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла в раз­ные го­ро­да со­став­ля­ют зна­чи­тель­ную часть книг Но­во­го За­ве­та, его по­уче­ния це­ни­ли во все вре­ме­на, их по­сред­ством про­дол­жа­ет бе­се­до­вать с на­ми апо­стол, жив­ший по­чти два ты­ся­че­ле­тия на­зад. Пись­ма эти чрез­вы­чай­но бо­га­ты со­дер­жа­ни­ем, хо­тя и тре­бу­ют боль­ше­го тру­да для уяс­не­ния, чем дру­гие но­во­за­вет­ные кни­ги. Через них при­шел ко Хри­сту бла­жен­ный Ав­гу­стин, не жа­ле­ет хва­леб­ных слов об апо­сто­ле Пав­ле Иоанн Зла­то­уст. Но и глу­би­на пав­ло­ва бо­го­сло­вия та­ит не мень­шие опас­но­сти, чем вы­со­та вла­сти Пет­ра. Од­но­бо­кое тол­ко­ва­ние по­сла­ний апо­сто­ла при­ве­ло Лю­те­ра к укло­не­ни­ям от пра­вой ве­ры, и до се­го дня про­те­стан­ты ни на что дру­гое так охот­но не ссы­ла­ют­ся, как на по­сла­ние Пав­ла к Рим­ля­нам, ухит­ря­ясь про­ти­во­по­став­лять его все­му осталь­но­му Пи­са­нию.

Тру­да­ми апо­сто­лов Бог при­зы­ва­ет все на­ро­ды в Свое Цар­ство. На­чи­на­ли свой жиз­нен­ный путь пер­воап­о­сто­лы со­всем по-раз­но­му: хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ный иудей из ма­ло­азий­ско­го го­ро­да Тар­са Па­вел и га­ли­лей­ский ры­бак Петр, с раз­ных сто­рон по­до­шли они к об­ще­му де­лу, но скон­ча­ли зем­ную жизнь они оба в Ри­ме, уби­тые во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан при Нероне — го­ни­те­ли не до­стиг­ли сво­ей це­ли, спа­си­тель­ное уче­ние быст­ро рас­про­стра­ня­лось по всей все­лен­ной. Через две­ри, от­кры­тые пер­во­вер­хов­ны­ми апо­сто­ла­ми вхо­ди­ли в Цер­ковь на­ро­ды се­ве­ра и юга, за­па­да и во­сто­ка.

Диа­кон Ни­ко­лай Со­ло­дов

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика