Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook
Instagram

11 августа - Рождество Святителя Николая Чудотворца.

11 августа 2016 09:15
11 августа - Рождество Святителя Николая Чудотворца.11 августа - Рождество Святителя Николая Чудотворца.

Многие современные православные не знают, что помимо двух основных Праздников, посвященных Святителю Николаю Мир Ликийских чудотворцу, - 6/19 декабря блаженное успение Святого и 9/22 мая перенесение Святых Мощей в город Бари, - существуют и другие церковные чествования Угодника Божия Николы. Так, 9/22 мая празднуется ещё и перенесение Зарайского образа Святителя Николая из града Корсуни в земли Рязанские, 24 мая / 7 июня отмечается храмовое торжество в честь явления иконы Святителя Николая под Вяткой в Великорецке. 29 Июля / 11 августа отмечается принесение образа Николы Великорецкого в Москву. Кроме того, Церковь торжественно вспоминает Святителя Николая в Соборе Святых Отцов Первого Вселенского Собора, участником которого он был, и соответственно - в сонме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Существуют и местные праздники в честь Можайской иконы Святителя Николая. До недавнего времени мало кто знал, что в старину торжественно праздновалось ещё и Рождество Святителя Николая.

Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.

До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ».

Вероятнее всего, первоначально празднование Рождества Святителя Николая было местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель был Архиепископом, и на родине родителей Святого в Патарах. В пору завоевания Царьграда крестоносцами и насаждения в Европейской части Ромейской Империи латинства, в сохранявшей Православие Азиатской - Никейской Ромейской Империи,тНебесным Покровителем которой почитался Святитель Николай, местное торжество по поводу Рождества могло распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь. Никейцы в пору оккупации крестоносцами Константинополя особенно активизировали контакты с Православной Русью.

Специальных исследований вопроса о праздновании в средневековье Рождества Святителя Николая у православных греков, насколько нам известно, не проводилось: в общедоступных источниках никаких свидетельств о существовании у греков такого церковного торжества нет. Но трудно предположить, что на Руси, которая с последней четверти IX века и по первую половину XV века была Митрополией Греческого Патриархата, могли самочинно установить празднование, посвященное Имперскому Святителю. Несомненно, эта духовная традиция имела канонические корни греческого происхождения, следы которых пока остаются утраченными. В пользу этого свидетельствует и то, что одна из сохранившихся церковных служб Рождеству Святителя Николая была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году, когда в Русской Православной Церкви было наиболее сильно влияние греческих Иерархов, когда русские традиции тщательно сверялись с греческими источниками.

В Царствование Императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено, возможно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах того времени других Поместных Православных Церквей.

В 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил по желанию настоятелей храма и прихожан возобновить празднование Рождества Святителя Николая 29 Июля / 11 Августа.

Необходимо добавить, что торжество связано с церковным чествованием родителей Святителя Николая Мирликийского - Святых Праведных Феофана и Ноны Мирликийских. Это многократно отражено в стихах русских служб Рождеству Святителя Николая, но, вероятно, связано с их древним почитанием в Ромейской Империи как местночтимых Патарских и Мирликийских Святых.

Тропарь, глас 4

Таинодерзновенне уподобился ecи, мудре Царя бо обличил еси Ангелом двократы, избави три мужи от смерти, тем по Успении твоем сияеши чюдесы, отче наш Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

В Мирех рождейся, Святителю Николае, от благаго корени боголюбиваго отца Феофана из ложесн от богонравныя утробы матере своея Ноны, проразумел еси путь спасения, исполнися множество чюдес преподобне быв сего ради, освятися и явися велий таинник Божия благодати.

По материалам ruskline.ru

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика