Богослужебные песнопения
– это не только умилительные напевы и глубоко поэтичные тексты, но и
напоминание всем нам о сути нашей веры. Нет ни одного догмата Церкви, который
не был бы раскрыт в богослужении. Каждая служба имеет свои темы и акценты,
переплетение молитвословий суточного, седмичного и годового богослужебных
кругов создает неповторимый смысловой узор, дающий пищу и сердцу, и уму.
Начинать знакомство с литургическим богатством Церкви
лучше с наиболее емких по смыслу ключевых песнопений праздников – тропарей и кондаков.
Если вы думаете, что передать содержимое нескольких разделов учебника по
догматическому богословию одной фразой невозможно, сейчас самое время убедиться
в обратном.
Итак, тропарь Успения Пресвятой Богородицы, который не раз будет
повторяться и на вечерне, и на утрене, и на Божественной литургии не только в
сам день праздника, но и все девять дней попразднства: о чем идет речь в этом
песнопении?
В рождестве девство
сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к
животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
1. О приснодевстве
Божией Матери.Мы верим, что Она была Девой до рождения Спасителя,
при самом рождении и осталась Девой после этого события.
Необычный способ рождения в мир Богочеловека
предсказывал пророк Исаия: “Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во
чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил” (Ис. 7:14). Об этой
тайне идет речь на первых страницах Евангелия: она приводит в недоумение Саму
Деву: “как будет это, когда Я мужа не знаю?” (Лк. 1:34) – и смущает Иосифа,
который “будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее” (Мф.
1:19).
Человеческий ум не в состоянии постичь эту тайну и
начинает придумывать более “реалистичные” вещи. Это касается не только Иосифа,
но и многих наших современников, выдумавших ряд версий этого события – от почти
благочестивых до откровенно богохульных. Точку в споре, какая из версий
истинная, ставит посланный Богом ангел: “Иосиф, сын Давидов! не бойся принять
Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и
наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Мф. 1:20-21).
2. О том, что смерть
тела не разрывает отношения между членами Церкви.
Христос на Кресте вручил Своей Матери все человечество
в лице Иоанна Богослова: “Се сын Твой” (Ин. 19:26). Ее помощь людям, Ее молитва
за весь мир не прекратилась с Ее телесной смертью. Для Нее все мы – и
праведные, и грешные, и добрые, и злые – дети, которых жалко, и которым хочется
помочь вырасти нормальными людьми. Нормальными – с точки зрения Неба.
У Бога нет мертвых, у Него все живы. После смерти
человек движется в том же направлении, что и до нее: если для него центром
жизни был Бог, если он искренне любил ближних и стремился помогать им, меняется
не суть, а форма этих отношений. Именно поэтому мы молимся Божией Матери и
святым и имеем многочисленные свидетельства их помощи и поддержки – не только в
книгах и рассказах, но и в личном опыте.
3. О том, что праведники
наследуют вечную жизнь.
С точки зрения человека, привыкшего жить в двухмерном
пространстве сиюминутных ценностей, не желающего поднять глаза к небу, земная
жизнь – это безусловная ценность, за которую нужно цепляться всеми правдами и
неправдами. С точки зрения христианина, самая настоящая жизнь – это жизнь
будущего века, семя которой сеется и начинает прорастать еще в этой жизни. В
такой системе координат телесная смерть – это не конец всего, а необходимый
этап жизни, рождение в Жизнь Вечную.
В Вечность родиться тоже можно по-разному: или готовым
к ней, или нежизнеспособным. Гусеница, не захотевшая расстаться со своими
рогами и челюстями и отрастить крылья, не сможет взлететь в небо. Человек, не
стремившийся к Вечной Жизни еще при жизни земной, не будет знать, что делать с
обрушившимся на него пространством любви. А тот, кто уже из этого мира видит
мир горний, без труда сориентируется там, когда придет время.
Нужна инструкция по отращиванию крыльев? Евангелие и
жизнеописания людей, у которых это получилось: святых и, конечно же, Божией
Матери.
4. О том, что Дева Мария
– Мать Того, Кто сказал о Себе: “Я – путь, истина и жизнь”.
На вопрос апостола Фомы, каким путем идти в Жизнь
Вечную, Христос сказал: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к
Отцу, как только через Меня” (Ин. 14:6). Как это – через Него? Что это за путь?
Другой возможности достичь Царствия Небесного, кроме
как поверить Иисусу Христу как Царю и Богу, полюбить Его всем сердцем и
стремиться исполнять Его волю, нет. Такая жизнь – это не тюрьма и не казарма со
сплошным “низзя” заповедей и уставных предписаний, а полные тепла, света и
радости отношения любящих и любимых. В этом – и жизнь, и истина.
И, конечно же, если полюбил Христа, невозможно не
полюбить и Ту, благодаря Кому стало возможным Боговоплощение и все последующие
евангельские события – в том числе Крест и Воскресение, после которых наша
земная жизнь заканчивается не тупиком, а дверью в Вечность.
5. О том, что в конечном
итоге смерть не властна над человеком.
Смерти нет. Это лейтмотив не только Пасхи, но и Успения. Само слово “успение” (засыпание,
сон) – не столько синоним, сколько антоним слова “смерть”. Мертвые лежат в
гробах, а уснувшие просыпаются полными сил и радуются новому дню.
На панихиде диакон или священник просит о тех, кого
уже нет с нами: “Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим
рабом твоим…” “Вечный покой” – это не холодная неподвижность трупа, а
спокойствие живого, которого уже не терзают многочисленные страсти.
Когда-нибудь и о нас попросят, чтобы смерть стала безмятежным сном, за которым
последует радостное пробуждение навстречу новым горизонтам.
Уверенность в том, что только так и должно быть,
звучит в тропаре Успения Божией Матери.
6. О силе материнской
молитвы Пресвятой Богородицы.
Народная мудрость гласит: молитва матери и со дна моря
достанет. Это более чем верно в отношении Божией Матери. Она нашла в Себе силы
усыновить тех, кто распял Ее Сына – а можно ли представить себе большее
дно, чем убийство кроткого и любящего Бога?
Конечно же, лучше не падать, а падая – сразу вставать,
но в жизни все бывает очень по-разному. Если кажется, что это конец, что
надежды нет, что лучше бы и не родиться вообще… не спешите погибать. Попросите
о помощи Божию Матерь. Просто попросите. А потом, если будет желание, выясняйте
в умных книгах, почему именно Она имеет власть Своей молитвой избавлять нас от
смерти.
Эти же мысли повторяются
и в кондаке праздника:
В молитвах Неусыпающую
Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не
удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся
приснодевственную.
Мы надеемся на непрестанную молитву Божией Матери обо
всех нас. Гроб и смерть не смогли удержать Ту, Что дала человеческую жизнь
Истинной Жизни. Дева Мария – не сверхчеловек, Она – Одна из нас. Значит, и для
нас возможны и блаженное успение, и жизнь бесконечная.
Светлана Охрименко
www.pravmir.ru
Комментарии