Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook
Instagram

Почему новомученики и исповедники Российские остаются неизвестными святыми?

17 февраля 2014 16:55
Почему новомученики и исповедники Российские остаются неизвестными святыми?Почему новомученики и исповедники Российские остаются неизвестными святыми?Почему новомученики и исповедники Российские остаются неизвестными святыми?

Мученик, martyr — это свидетель. Он свидетельствует об Истине — не просто словами, а таким вот страшным и славным образом: не отрекаясь от нее перед лицом страшных мучений и смерти. Мученики первых веков христианства своею кровью скрепили его фундамент. Но в ХХ веке под ударами бесовских сил затряслись и зашатались его стены, подточенные уже нерадением и отступничеством. И снова потребовалась кровь. И опять раздался неслышимый плотскими ушами призыв: верные, свидетельствуйте! Последних свидетельств не слышал никто, кроме следователей НКВД и членов легендарных «троек». Гриф «секретно» запечатывал голоса обреченных — палачи были уверены, что навсегда. Однако — нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Мк. 4, 22). Пробил час, нашлись руки, развязавшие шнурки серых папок с черными грифами. Свечу, которую пытались скрыть в глухой тьме, Сам Господь в нужный час поставил на подсвечник (см.: Мк. 4, 21). И мы должны многое увидеть теперь — при свете этой свечи. Но почему же мы не спешим увидеть? Почему судьбы русских новомучеников, даже тех из них, кто поминается за каждым всенощным бдением, не вызывают массового интереса и привлекают внимание ну разве что историков да отдельных начитанных прихожан? Почему эти люди, совсем недалеко от нас во времени отстоящие, остаются для нас неизвестными святыми? Почему мы, сегодняшние православные христиане, получившие свое счастье — счастье свободно и открыто принадлежать к Церкви — даром, так мало думаем о том, какой кровью, какими муками, столькими жертвами оплачено наше счастье на самом деле?

Архимандрит Закхей (Вуд), настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины на Всполье (Московское подворье Православной Церкви в Америке):

— Я совсем не убежден в том, что россияне не знают своих новопрославленных святых. Напротив, я чувствую, что русские люди их любят. Нашим прихожанам, духовенству нашего храма особенно дорог священномученик Петр Постников, который служил в нашем храме во имя великомученицы Екатерины и принял мученический венец в один день со всем известным митрополитом Серафимом (Чичаговым) на Бутовском полигоне.

Лично для меня как для сына Американской Православной Церкви наиболее близки, конечно же, те из новомучеников, земной путь которых как-то связан с Американским континентом. Это протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Свято-Троицком соборе в Чикаго. Именно его стараниями община в Чикаго собрала средства, чтобы построить прекрасный храм, освященный святителем Тихоном, будущим Патриархом Московским и всея Руси, когда он был архиепископом Алеутским и Северо-Американским.

Кровь новомучеников стала благодатью для тысяч и тысяч русских людей, которые познакомились со святыми ХХ века через чтение их житий, через рассказы об их страданиях и подвигах, наконец, через молитвенное общение с ними. Сонм новомучеников и исповедников — это огромное богатство Русской Православной Церкви, и они благоговейно почитаются теперь уже всей ее полнотой. Вот почему Святейший Патриарх ежегодно служит Божественную литургию на Бутовском полигоне. Каждый год я сослужу Святейшему на этой русской Голгофе, и эти богослужения имеют для меня огромное духовное значение.

Священник Георгий Иваньков, настоятель храма во имя святых Царственных мучеников, п. Дубки Саратовского района:

— С одной стороны, это вопрос времени. Традиция почитания не может сформироваться за несколько лет. Как бы ни хотелось нам говорить, что новомученики — наши земляки, их потомки живут среди нас — это новопрославленные святые. А святителя Николая мы почитаем уже больше тысячи лет, и он пришел на Русь уже святым.

Но с другой стороны, это и наша — священников — вина. Мы очень мало рассказываем людям об этих святых, хотя и поминаем их за всенощным бдением, хотя и совершаем их память в установленный день. Насадить культ новомучеников принудительно, «сверху» — невозможно, но помочь формированию традиции — наш долг. Мне кажется, можно было бы проводить специальные занятия, семинары для священников на эту тему. Также необходимы книги о них, житийная литература. Когда такие книги в храме есть, они пользуются спросом и вниманием. И прихожане откликаются, когда им рассказываешь об этих людях и о чудесах, которые реально происходят — например, при обращении к Царственным Страстотерпцам, к семье последнего российского императора: молва о чуде расходится особенно быстро.

Священник Вячеслав Данилов, настоятель храма в честь Рождества Христова, с. Рыбушка Саратовского района:

— Да, широкого общественного почитания нет, храмов, освященных во имя новомучеников, на сей день мало, многие из этих святых остаются лишь местночтимыми. Остальные поминаются на службах, посвященных соборам святых, но лишь единицы из прихожан, молящихся за этими богослужениями, могут что-то о поминаемых рассказать. Таких новопрославленных святых, которые известны многим, мало: святой Алексий Мечев, его сын, священномученик Сергий Мечев, священномученик Иларион, архиепископ Верейский, и некоторые другие. Причина — в том, возможно, что канонизация новомучеников не была следствием их народного почитания. Гнет антирелигиозной власти не мог не сказаться на всех сторонах церковной, духовной жизни. Народная память сохранила очень мало. Можно сказать, что народ не помнит о подвиге мучеников и исповедников ХХ века: память вытравлена. Сведения о жизни исповедников приходится собирать по крупицам.

В нашем храме престол освящен во имя священномученика Космы Саратовского. И когда я рассказываю о нем людям, которые приезжают в Рыбушку впервые, когда я раздаю прихожанам его житие (я стараюсь, чтобы оно было у каждого прихожанина), люди очень часто задают вопрос: а сохранились ли его мощи? А можно ли поехать на место его захоронения? И приходится объяснять, что это в данном случае невозможно.

Восстановить народную память, создать и укрепить традицию почитания святых, пострадавших за Христа в советские годы,— это большая работа, но это вполне реально.

 По материалам журнала «Православие и современность» № 18 (34), 2011 г.
/ 465 просмотров / 0 комментариев Roman Miroshnichenko

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика