Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook

О вере

ОТКУДА МЫ ПОЧЕРПАЕМ ЗНАНИЕ О БОГЕ?

Во-первых из познания природы, самих себя и всех вообще творений Божиих. Наука приводит честного беспристрастного ученого к познанию Бога. Об этом писал знаменитый основатель квантовой механики немецкий ученый Макс Карл Эрнст Людвиг Планк

«Религия и наука требуют для своего обоснования веры в Бога. Для первой Бог стоит в начале, для второй в конце всего мышления. Для религии Он представляет фундамент, для науки - венец разработки миросозерцания».

Но и простым людям, ищущим Его Господь Бог открывает Свою вечную силу и Божество через рассматривание творений. Пример мы видим в письме погибшего солдата, найденном в кармане его гимнастерки. Это произошло во время Великой Отечественной войны.

ПИСЬМО К БОГУ

Послушай, Бог... Еще ни разу в жизни

с Тобой не говорил я, но сегодня

мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

из кратера, что выбила граната,

на небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:

не странно ль, что средь ужасающего ада

мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать,

вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

но мне не страшно: Ты на нас глядишь...

Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать,

что, как Ты знаешь, битва будет злая,

и, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,

со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

б) Возможность познания Бога через Личный опыт богобщения открыта каждому человеку. Об этом ясно пишет святой апостол Иоанн Богослов в Послании: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного" (1 Иоан. 5:20).

Важно только стремиться к нравственному совершенству через исполнение Заповедей и под руководством Отцов Церкви. Сам Спаситель зовет нас: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матф. 5:8).

в) Тем, кто упорствует в неверии, Господь Бог являет Свою Любовь и Силу в самых различных необъяснимых наукой чудесах: например, в ежегодном схождении Благодатного огня в Великую субботу в Иерусалимском храме Воскресения.

Об этом же есть интересный рассказ в книге «Отец Арсений»

ЗАЧЕМ ГОВОРИТЬ О РЕЛИГИИ, О ВЕРЕ?

Со школьной скамьи нам внушали, что религия – удел слабых, порождена страхом перед природой и смертью, противоречит данным науки, а Церковь – анахронизм, пережиток старины, музей обрядов и молитв, не имеющий отношения к действительности.

Cредства массовой информации уже открыли нам все тайны философии и религиозных систем. Сегодня в Москве строятся православные храмы, мечети и синагоги. Можете пойти, куда хотите, или не идти никуда, живя в свое удовольствие, беря от жизни все...

Но почему при такой свободе выбора так много несчастья? Почему любовь часто приводит к трагедии одиночества и безотцовства, почему успех в делах часто заканчивается разочарованием, почему во многих семьях одно поколение не понимает другого, и так много разочарования в самой жизни...

А может наши знания о вере и Церкви искажены преподавателями-атеистами или репортерами-русофобами? Произошла ли моя бабушка от обезьяны, или от Адама и Евы, носителей образа и подобия Божия? Церковь ли виновата в трагедии Льва Толстого? А что бы сегодня сказали ученые Джордано Бруно и Николай Коперник: Церковь или кто-то другой были гонителями науки?

К сожалению, некоторые люди боятся Истины: пока Ее не ведаешь, живешь так же как все. А что же на самом деле говорят о Боге, о вере самые мудрые, мужественные и сильные люди.

ИТАК, ЧТО ГОВОРЯТ О ВЕРЕ УЧЕНЫЕ?

Блез Паскаль (1623-1662). «Если верю в Бога, а Его нет, то ничего не теряю а если я  в Него  не   верю , а Он есть, то я  теряю  все. Взвесим же проигрыш и выигрыш от ставки на то, что Бог существует... Если ты выигрываешь -- ты получаешь все; если ты проигрываешь -- ты ничего не теряешь. Так ставь без сомнений на то, что Он есть. ... Но вот бесконечность бесконечно радостной жизни, возможность выигрыша против конечного числа возможностей проигрыша, и то, что ты ставишь -- конечная величина. Все разложено; когда имеется бесконечность и шансы выигрыша не уступают в бесконечное число раз шансам проигрыша -- нет времени для сомнений, нужно ставить все...»

B. Pascal. "Pensees". §233

И. Ньютон (1643-1727). Небесный Владыка управляет всем миром как властитель вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся пред Ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляет строй и жиззнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которое я называю Господь Бог.

I. Newton. Principia Philosophiae

ГотфридВильгельмЛейбниц (1646-1716). Только легкие глотки научного знания отдаляют человека от религии и Бога, а более глубокие снова возвращают его к ним.Свет разума есть дар Божий в той же мере, что и свет откровения.

Г.В.Лейбниц. Сочинения в 4 томах. том 4.

М.В. Ломоносов (1711-1765). Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю измерять циркулем. Таков же богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно астрономии или химии.

Утреннее размышление о Божьем величестве:

От светлости Твоих очей
Лиется радость твари всей.
Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи!
И на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь!

Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию.Толкователи и проповедники Священного Писания показывают путь к добродетели, представляют награждение праведникам, наказание законопреступным, и благополучие жития, с волею Божиею согласного; астрономы открывают храм Божией силы и великолепия, изыскивают способы и ко временному нашему блаженству, соединенному с благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обои обще удостоверяют нас не только о бытии Божием, но и о несказанных нам Его благодеяниях.

Карл Фридрих Гаусс (1777-1855). Есть задачи, решению которых я бы приписал бесконечно большую важность по сравнению с задачами математическими, например, задачи, связанные с этикой, или нашим отношением к Богу, или касающиеся нашей судьбы и нашего будущего; но их решение лежит полностью за нашими пределами и абсолютно за рамками науки. Когда придет наш последний час, с какой неизъяснимой радостью мы устремим свой взор к Тому, о присутствии Которого мы могли лишь догадываться в этом мире.

цитатыпо: J. R. Newman (ed.), The World of Mathematics,
Simon and Schuster, New York 1956, p. 314.

Чарльз Дарвин (1809-1882). Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется, как продукт разума -- это указание на его Творца. Я никогда не отрицал существование Бога. Я думаю, что теория эволюции вполне совместима с верой. Ведь невозможно доказать, что великолепный, бесконечно удивительный космос, так же как и человек в этом космосе, совершенно случайны. Есть величие в этом воззрении на жизнь с ее различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм, или только в одну; и между тем как наша планета описывала и продолжает описывать в пространстве свой путь согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала возникли и продолжают развиваться несметные формы, изумительно совершенные и прекрасные.

Ч.Дарвин. Происхождение видов. М. 1937. с.570

Луи Пастер (1822-1895). Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении пред делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории.

акад. И.П. Павлов (1849-1936). Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего Богу моему и моему Отечеству...

Филимонов В.П. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа.
Сатись. С.-Птб. 2004. (стр. 117).

Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, любовь, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать -- связаны, каждая из них с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто -- ни энергия, ни материя -- не исчезают бесследно и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера.

Доказательство существования Бога на примере порядка во Вселенной. М. 1994. (стр. 75).

Святой исповедник архиепископ Лука - Проф. В.Ф. Войно-Ясенецкий (1877-1961)...если и электричество не может быть названо материей, а несомненно должно считаться энергией, в которою могут переходить и ею (электрическим полем) порождаться частицы материи, имеющие определенную массу и физические свойства, то имеем ли мы право предположить, что со временем будут открыты такие формы бытия материи (вернее, энергии), которые по своим свойствам еще с гораздо большим основанием, чем электричество, должны быть названы полуматериальными? А самое понятие "полуматериального" содержит в себе признание существования и "нематериального". Где же основание к тому, чтобы отрицать законность нашей веры и уверенности в существовании чисто духовной энергии, которую мы считаем первичной и первородительницей всех физических форм энергии, а через них и самой материи? Энергией любви, излившейся по всеблагой воле Божией, Словом Божиим, дано начало всем другим формам энергии, которые, в свою очередь, породили сперва частицы материи, а потом через них и весь материальный мир. О Боге радуется. Богу поклоняется, к Богу стремится и приближается дух человеческий. И это, конечно, самая высшая способность души нашей. Разумеется, такое совершеннейшее проявление духовности души человеческой может быть только даром Духа Святого. Дух человеческий есть дыхание Духа Божьего, и уже поэтму он бессмертен, как все бестелесные, ангельские духи. А их тьмы тем, как свидетельствует Священное Писание, и бесконечны степени их развития и совершенства.

В.Ф.Войно-Ясенецкий, "Дух, душа, тело"

Альберт Эйнштейн (1879-1955). Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимосвязи, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте -- большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты.

Такие апологеты материализма как К. Маркс и Ф. Энгельс оказывается тоже не были совершенными атеистами.

В 1835 году К. Маркс писал: «Животному сама природа определила круг действий, в котором оно должно двигаться, и оно спокойно его завершает, не стремясь выйти за его пределы, не подозревая даже о существовании какого-либо другого круга. Также и человеку Божество указало общую цель — облагородить человечество и самого себя……Божество никогда не оставляет совершенно смертного без руководителя. Голос этот (сердца) говорит тихо, но уверенно. Но это легко заглушаемый голос…Мы должны поэтому серьезно взвесить, действительно ли нас воодушевляет избранная профессия, одобряет ли ее наш внутренний голос, не было ли наше воодушевление заблуждением, не было ли то, что мы считали призывом Божества — самообманом».  

Вот что написано в статье Фридриха Энгельса «Шелинг — философ во Христе» (1842)

«Все враги Бога ныне соединяются и нападают на верующих со всевозможным оружием, равнодушные, которые предаются светским удовольствиям, и для которых слишком скучно было слушать о Христе, объединяются теперь, терзаемые совестью, с атеистическими мирскими мудрецами и хотят, посредством их учения заглушить угрызения совести. С другой стороны, эти последние открыто отрицают все то, чего нельзя видеть глазами, Бога и всякое «загробное» существование, и тогда само собой разумеется, что они всего выше ставят этот мир с его плотскими наслаждениями, с обжорством, пьянством и развратом. Это худшие язычники, которые ожесточились и сами довели себя до упорного отрицания Евангелия… Это… открытая явная вражда… противников Христа. Но те, у кого есть глаза для того, чтобы видеть, пусть видят и не ослепляются потому, что теперь не время для сна и оговорок, когда знамения времени свидетельствуют так ясно, когда следует обращать на них внимание и вникать в смысл пророчеств, которые не напрасно даны нам… С обдуманным богохульством… они… проповедуют свои сатанинские учения… увлекая за собой бедную молодежь, чтобы ввергнуть ее в глубочайшую бездну ада и смерти. Искушение неслыханным образом усилилось и невозможно, чтобы Господь допускал это без особого намерения… Мы должны раскрыть глаза и смотреть вокруг: Время грозное и следует бодрствовать и молиться, чтобы мы не впали в искушение, и чтобы Господь, Который придет, как тать в ночи, не застал нас спящими…»  

Современные многие крупнейшие ученые свидетельствуют о своей вере в Бога.

Доктор Макс Борн (лауреат Нобелевской премии в области физики): «Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорят, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди.

Доктор Бернер фон Браун: полет человека в космос является величайшим открытием, но в то же время – это только маленькая скважина в невыразимое богатство межпланетного пространства. Наш взгляд через эту маленькую замочную скважину на великие тайны вселенной только подтверждает нашу веру в существование Творца. Ничто так хорошо не организовано и не устроено, как наша земля. Вселенная должна иметь Создателя, Мастера, Творца. Здесь не может быть иного вывода. Один из наиболее фундаментальных законов природы, подтвержденный наукой, заключается в том, что в физическом мире нет ничего беспричинного. Просто невозможно себе представить творение без Творца.

Доктор Гергард Вольф-Хайдеггер (профессор анатомии): я считаю абсолютной обязанностью каждого самостоятельного ученого, независимо от области его исследований, анализировать вопросы религии, Бога, мира и т.д. если он этого не делает, его выводы будут только подтверждать его предвзятые мнения. Есть граница, дальше которой вы не можете пойти со своими знаниями и духовными понятиями. Это совершенно ясно. Таким образом, вы должны или впасть в скептицизм, или начать верить.

Доктор Жюль С. Дюшезн (Льежский университет, председатель департамента атомной молекулярной физики): «связь науки с религией никогда не была такой близкой и тесной, как в наше время. Ученые, изучающие космическое пространство, открыли так много прекрасного и неожиданного, что теперь трудно сказать ученому, что Бог не существует. В этом вопросе не может быть двух мнений.

Доктор Вернер Форсман (лауреат Нобелевской премии в области медицины): Бог создал мир и дал миру законы. Эти законы остаются без изменений. Духовные замыслы и силы этого мира также неизменны. Мы ничего не знаем о том, что находится за чертой духа, за границей наших ограниченных знаний и науки.

Доктор Ханйохем Аутрум (Мюнхенский университет): наука в своих попытках найти универсальные законы, встречает свои границы. Как раз здесь начинается религия. Наука не отменяет религию. Наоборот, точное понимание науки дает свободу для религии.

Доктор Георг В. Бидл (лауреат Нобелевской премии в области физиологии): религия – существенная часть человеческой культуры. Религия необходима. Она имеет непреходящую ценность. Я верю, что по этой причине все культуры имели и имеют религию. Религия содержит в себе нечто такое, что наука дать человеку не может. Всегда есть такая точка, дальше которой наукв идти не может. Если мы пойдем назад от простых форм к более простейшим, мы так или иначе придем к вопросу: откуда произошел атом водорода? На этот вопрос наука не имеет ответа.

Доктор Роберт А. Алберти (Массачусетский Технологический институт): многие люди, исследуя вселенную, находят больше и больше красоты…и чувствуют, что здесь должен быть Бог. Эта точка зрения науки открывает нам живого Бога. Вера входит в обычную жизнь каждого ученого. Если он не имеет веры в то, что его опыт будет иметь успех, что человеческий разум может научить нас рационализации, такому ученому нечего делать в лаборатории.

Доктор Хуберт Н. Алайа (профессор химии): наука подкрепляет мою религию. Чем больше я имею контактов с физическим миром, тем больше я верю в существование Бога. Мысль как радиоволны в определенный момент проходят через наши тела. Мы не можем обнаружить радиоволну, если не будем иметь маленький инструмент, которым могли бы поймать эту волну и перевести ее на музыку или слова. Если вы видите людей, проходящих с такими приборами, издающими музыку, вы начинаете верить, что через этот прибор проходят радиоволны, которыми пользуются эти люди. Если мы имеем достаточное количество людей, имеющих опытное познание Бога и проявляющих это познание в своей личной жизни, то это говорит о том, что у них что-то есть. Тот факт, что вы лично не имеете такого опыта, говорит о том, что вы еще не настроены на «заданную волну».

Доктор Бернард Вальдман (Университет Нотр Дам, США): самое интересное для ученого заключается в том, что он видит в природе удивительный порядок. Это больше, чем стечение обстоятельств и случая. С развитием науки мы видим больше и больше организацию порядка в природе. Поэтому, чем больше вы изучаете природу, тем больше вы имеете основания верить в совершенство плана Мастера, а не в стечение обстоятельств.

Доктор Уиллис Г. Ворчестер (Политехнический институт, шт. Вирджиния,США): мы говорим, что все в мире действует на основании определенных физических законов и забываем о том, что никакой закон не возможен без Законодателя, что Кто-то установил эти законы.

Доктор Уэйн Ю. Аулт (изучение изотопов): Бог дал нам два откровения – духовное, или сверхъестественное, и откровение через познание природы. Я верю, что вселенная – дело рук Божиих, и все, что сверхъестественно, как открывает нам Писание, не противоречит природе, а выше ее.

Доктор Джеймс Двайт Дана (геология, США): я не знаю более точных данных о происхождении мира, чем те, которые находятся в Библии.

Доктор Роберт Е. Вильфонг (химия): назначение науки – открывать то, что дал нам Бог, понимать Божие творение и этим служить на пользу человеку. Лично я не вижу конфликта в моей отрасли науки с тем, что Бог открыл нам через Его Писание. В том, что я стал ученым, я вижу Божью волю.

Доктор Джон П. Фридрих(химия, США): добросовестный, объективный ученый, не имеющий предубеждений к религии, никогда не скажет, что Бога нет.

Доктор Артур Г. Хансен(президент университета Пурдью): никто не может игнорировать то, что является действительно религиозным опытом. Бог ищет человека. Когда человек ответит на зов Божий, жизнь человека меняется. Любовь как и Бог познается только опытом. Я возвращаюсь к понятию, что Бог познается больше опытом, нежели методом исследования.

Доктор Джеймс Х. Джаунси(глава департамента естественных наук иматематики в Австралии): с тех пор, как стала преобладать идея о так называемой человеко-подобной обезьяне, современный человек остался без знания своего действительного предка. Банкротство гуманизма пробудило религиозную мысль и привело к познанию Бога, как высшей силы вселенной. Проявление этой силы нашло свое выражение в Личности Иисуса Христа и заострило на Нем все наше внимание, как на высшем Авторитете.

Доктор Поликарп Куш (лауреат Нобелевской премии в области физики):

"Очень многое наука сделать не в состоя­нии. Выводы, что наука может найти техническое разрешение всех наших проблем, является дорогой к катастрофе".

Доктор Артур Б. Комар(Университет Ешива, США):

"Вера в то, что человечество может быть организовано методологическим и научным спо­собом, - это как раз то, где начинается ошибка. Что меня беспокоит и пугает, - это то, что современная наука имеет тенденцию превратиться в новую религию.

Ученые не только пришли к выводу, что наука не имеет ответа на самые важные вопросы человеческой жизни, но они предупреждают об опасности наших дней смотреть на науку как на технологического божка, который, якобы, может восполнить все человеческие нужды.

Дарвин много переживал от сомнений, которые наполняли его в последние годы жиз­ни. Он говорил: "Может ли разум человека, происшедшего, как я полагал, от низшего животного, внушать доверие, если этот ра­зум вовлекает нас в такие большие пережи­вания?" Один из лояльных последователей Дарвина, Давид Лак, объясняет это сомнение своего учителя такими словами: "Наука сто­ит перед опасностью уничтожения своего соб­ственного основания. Ученый должен дове­рять выводам своей собственной логики. Сле­довательно, он не может принять теорию, что человеческий разум произошел в результате естественного отбора. Если бы это было так, тогда выводы нашего разума должны полагать­ся не на Истину, как она есть, а на продукт естественного отбора. Этот вывод делает все научные теории, включая теорию естественно­го отбора, - ненадежными".

Если человек - только продукт эволюции и случайного соединения молекул, а вселенная управляется случаем, тогда во всем ми­роздании нет никакой цели, и человеческая жизнь не имеет никакой ценности. Но если человек создан Богом по Его образу и подобию с определенной целью, тогда каждая лич­ность представляет собой величайшую ценность.

Научный материализм не может нам ничего сказать о духовных ценностях. Он имеет та­кое же отношение к человеку, как ученый к компьютеру. Поклонники науки, отвергая все другие ценности, уничтожают человека отрицанием его духовных качеств, что собственно и делает его человеком.

В этом смертельная опасность, о которой многие ученые сделали серьезные предупрежде­ния.

В советское время многие ученые богословы были ведущими специалистами в разных областях науки. Архиепископ Лука – профессор, знаменитый хирург; священник Павел Флоренский – известен достижениями в теплотехнике; митрополит Иоанн Вендланд – ученый-геолог, профессор литологии – протоиерей Глеб Каледа, профессор химии – Н.Е. Пестов, академик А.Н.Карпинский и многие другие. Итак, уважаемый поклонник Истины, множество ученых безаппелляционно свидетельствуют о существовании Творца, значит, есть подтверждающие факты. А существуют ли факты, доказывающие обратное: Бога не существует? Может, поищете...

Яндекс.Метрика