Праздник Происхождения Честных Древ Креста
Господня в народе называется Медовым Спасом. Люди несут в храм освящать мед,
совершенно не задумываясь ни о смысле праздника, ни об источниках народной
традиции. Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального
собора, рассказывает о том как не бороться с народными традициями, а
воцерковлять их, ставить на службу Богу и человеку.
Существует
большая современная проблема – человек ассоциирует церковные праздники с какими-то
своими приземленными представлениями о них. Глубина не нужна, смыслы не
важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и принять внутрь, интересно
и привлекает человека. Люди приземляют христианские праздники с глубоким
духовным смыслом, подобные дню празднования Происхождения Честных Древ, не
понимая и не желая узнать их смысла, их истинного названия. Скажешь
«Медовый Спас» – это всем знакомо, а остальное неинтересно.
Наши
предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи, в том
числе – использовать совпадение, совмещение праздников. Медовый
Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал
возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за
мед, ведь медосбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или
совпадают с этим праздником.
Церковь
пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии
жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по
субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в
храм, становлюсь христианином, чтобы «ублажить» Бога. Крестьянин вел
воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он
должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость – эти
дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но
богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим
восприятиям религиозной жизни.
Если
говорить о празднике, то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных
Древ от Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо
Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось
распространение разных эпидемий и болезней. Император даже уезжал подальше
из столицы, чтобы не быть затронутым эпидемиями, а людям давалась
возможность прикоснуться к святыне, попросить Бога о милости, об
исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но обретением
ощущения духовной гармонии, через молитву, через покаяние.
Этот
праздник был воспринят на Руси очень близко, но в то же время люди
пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мёд в этот день
освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое
вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить
часть этого дара в церкви.
Оставлялся
мёд также не случайно. Не для того, чтобы батюшка наелся меда без
меры, а чтобы церковь, как община, могла поделиться этим мёдом с
нуждающимися, с теми, кто не может его купить, не может
приобрести, не имеет пасеки. Также и освящение плодов на Преображение – люди
приносили часть начальных плодов нового урожая, оставляя их в храме для
нуждающихся.
И
вот это отношение к празднику сегодня мы теряем. Мы приходим в храм со
своей баночкой: «Батюшка, освяти нам мед. Мед освящённый –
лучше, чем не освященный». А в чем его святость заключается? Мёд
освящается нашей молитвой, нашим участием, а не просто каким-то
тайным действием, которое мы не понимаем, но верим, что если
такого медку вкусим, с нами произойдет что-то необычное.
То
же самое касается и названия – Медовый Спас, Яблочный Спас. Главное
слово здесь –не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В
первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это
мёд, яблочный – это яблоки, а слово «Спас» становится просто фоном.
Праздник
должен делать человека лучше. Когда мы становимся щедрыми, милостивыми,
готовы поделиться с ближним, вот тогда и праздник в полном смысле
этого слова. И Медовый Спас, и Яблочный Спас – это не только повод
добыть для себя освященного яблочка или освященного медку, а возможность поделиться
этими дарами Божьими с другими.
Это
своего рода пример, как не бороться с новыми традициями, а
воцерковить их, наполнить духовным смыслом. Когда мы живем не только
для себя, мы меняемся. Человек должен жить в служении, в служении
Богу и ближнему. Кто-то может помочь собрать урожай и привезти в храм
яблоки, раздать их. Кто-то может эти яблоки распространять как пожертвования
и т. д. Есть различные виды служения, и как раз народные
традиции можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить
ему вкус к добродетели.
Нужно возродить такое
понятие, которое сейчас, к сожалению, утеряно, как «школа
добродетели». Храм – это не только место богослужения, это еще и
школа добродетели, где священник, духовенство, община могут помочь
человеку научиться быть добродетельным. В том числе и с помощью
народных традиций.
Протоиерей Александр Агейкин
www.pravmir.ru
Комментарии