Как Православная Церковь относится сейчас и относилась
раньше к празднованию Масленицы?
Это
последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. «Масленица» –
название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной
седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и
рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно
проникаемся светлым предчувствием поста. Богослужебные особенности сырной
седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что
масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется в Синаксаре
(в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610 -640)
после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не
вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа.
Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.
Будучи
приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её
значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней
душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное
настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и
пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится
молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой
седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и
невоздержание. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою
падший с падшими» (Синаксарь в сырную неделю).
Вечером
воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста,
находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских
пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной
молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места
обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических
подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.
Сложившийся
на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует
особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные,
должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники,
нищие. «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… всё и
все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне,
зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со
звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица,
гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость» (И.Шмелев.
Лето Господне). Хождение друг к другу на блины родственников
сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые
накопились за год.
Заканчивается
сырная седмица прощённым воскресением. Вечером – заговенье на Великий
пост.
Иеромонах Иов (Гумеров)
pravoslavie.ru
Комментарии