Московский Патриархат, Московская Епархия
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте
Facebook
Instagram

Хлеб церковный

03 января 2014 22:38

Хлеб – это символ жизни. Без хлеба не может жить человек. Но есть такой Хлеб, Который дает человеку жизнь настоящую, то есть вечную. Таким Хлебом называет Себя наш Спаситель, Господь Иисус Христос: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (И.6,51).

Господь исполнил обещание, дал людям этот Хлеб, во время пасхальной трапезы с учениками,  последней перед Его страданиями. Трапеза эта стала называться «Тайной вечерей», тайной ее называют не потому, что был какой-то секрет, а потому, что совершил Господь удивительное Таинство. Он взял хлеб, благословил, преломил, раздал ученикам и произнес: «при¬имите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое»; потом взял Чашу, в которой по обычаю праздника было разведенное водой вино, благословил, подал ученикам и сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставле¬ние грехов». (Мф.26,26-28; 1Кор.11,24)

Прозвучали слова Творца всего мироздания и Источника жизни, Его Божественной силой тотчас хлеб стал Его Плотью, а содержимое в Чаше Его Кровью. Подавая людям Свои Плоть и Кровь, Господь непостижимым образом не изменил внешнего вида материи, для того, чтобы мы могли принять Его Тело и Кровь под видом обычной свойственной нам пищи. «Сие творите в Мое во¬с¬по-минание», - прозвучало как Заповедь во все века, во всеуслышание тем, кто желает настоящей жизни и счастья.

Ежедневно (во время Великого поста не каждый день) в храмах совершается Божественная Литургия. В самом начале службы готовит священник хлеб и растворенное водою вино, как символы необходимого в жизни питания тела и радости души. Во время богослужения возносит священник эти Дары от лица всей Церкви, и вся Церковь возносит со священником, как бескровную жертву, свою благодарность, любовь и верность Небесному Отцу: «Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся, Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш!» Совершается Евхаристия, то есть Благодарение, просит священник от лица всей Церкви ниспослать Духа Святого и освятить Дары, и освящает их Господь также, как когда-то на Тайной Вечери, чтобы напитать Свои чада Своим Телом и Кровью. Так через каждого причастника утверждается Его Новый Завет,  Жизнь, Любовь, Сила, Радость входит в мир, в каждую семью, в человечество, освящая не только живых, но и усопших.

Когда-то прихожане сами приносили в храм все то, что необходимо для богослужения: хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей. Все, что жертвовали для храма, называли просфора – приношение. Теперь этим словом называют выпекаемый в церкви хлеб.

Хлеб сам по себе символизирует единство Церкви Христовой. Мука из перемолотых зерен напоминает множество людей, составляющих единое человечество. Добавляемая в муку святая вода знаменует благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Закваску, положенную в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто наш Спаситель уподобил Царству Небесному, то есть Царству Духа Святого в людях.

Выпекаемая в Церкви просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Таким образом, напоминает хлеб церковный о нашем Спасителе: Сыне Божием и Сыне Человеческом. Две части просфоры напоминают о двух Его естествах: Он Совершенный Бог и Совершенный Человек. Господь наш Иисус Христос вочеловечился, то есть оставаясь Богом, стал Человеком, во всем подобным нам, только без греха, абсолютно святым. Он принес Себя в жертву за все грехи людей, как самый святой, чистый Дар из всего человечества.

Для совершения Божественной Литургии священнику необходимо иметь пять больших, так называемых служебных просфор. Из одной из них священник приготавливает Агнец, который станет позднее Телом Христовым. Из четырех других вынимаются частицы в честь Пресвятой Богородицы, разных чинов святых, а также о здравии и упокоении поминаемых священником людей. Приносят священнику множество маленьких просфор, из которых вынимает он частицы, поминая при этом имена те, которые написаны в записках о здравии и упокоении. В конце Литургии, после причащения прихожан священник опускает все эти вынутые частицы в Чашу и молится: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих». Это действие служит великому утешению усопшим и воздействию благодати Божией на весь живущий ныне мир.

Просфору с вынутой частицей прихожане получают в церковной лавке, обычно по одной просфоре к каждой записке о здравии и о упокоении. Дома святой хлеб можно разрезать, просушить и потреблять каждое утро после молитв натощак.

Оставшийся после приготовления Агнца хлеб, называют Антидор, это греческое слово происходит от слов «анти» — вместо и «диорон» — дар, то есть точный перевод этого слова — вместо дара. Это связано с тем, что хлеб этот преподается вместо Страшных Даров тем прихожанам, которые не причащались на данной литургии.

Антидор принимают из рук священника благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку. Вкушают антидор в храме или дома натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия.

Есть еще в Церкви святой хлеб, называемый «Артос» (по-гречески квасной хлеб). На верхней части артоса изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы.

Освященный артос лежит в течение всей Святой седмицы пред образом Спасителя, с ним совершается крестный ход вокруг храма во все дни Светлой седмицы. В субботу Светлой седмицы в конце литургии артос раздробляется и раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Просфору и артос следует сохранять очень бережно, в святом углу возле икон, обычно принимают сначала антидор, затем – просфору и артос. Если же по недосмотру святыня в вашем доме покрылась плесенью, испортившиеся просфору и артос можно сжечь или закопать в землю там, где не становятся ногами, например: в могильном холмике.

Настоятель Никольской церкви села Озерецкое: 
протоиерей Алексий Тимофеев

/ 1693 просмотра / 0 комментариев Roman Miroshnichenko

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика