Московский Патриархат, Сергиево-Посадская епархия.
Никольский храм, село Озерецкое
Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти.
/Лк XXI, 34-36
Вконтакте

Трудно быть человеком.

30 июля 2015 10:49
Трудно быть человеком.Трудно быть человеком.
«Я был зверь, а стал человек» — так спустя некоторое время после принятия святого Крещения сказал о переменах в самом себе святой равноапостольный князь Владимир. Эти его слова не стали самовосхвалением или же хвастовством, но в большей степени, наверное, даже радостным удивлением тому, как одно лишь движение души, один шаг навстречу Богу, пусть и путем сомнений, поиска и долгих размышлений, способны изменить не только жизнь, повседневность, отношение к самому себе и к другим, но и самого человека. Всего. Навсегда.

  Человеком можно стать, только по-настоящему осознав, насколько бесценна и важна для Бога жизнь каждого из нас. Человеком можно стать, увидев человека в другом. И не просто человека, но и его человеческое достоинство. Вот только умению этому надо учиться, учиться всерьез, не разграничивая людей по одним лишь нам понятным субъективным критериям. Все мы, несмотря на происхождение, пол, социальный статус, характеры, должности и зарплаты, на самом деле очень похожи в самом главном: мы рождаемся и умираем. Да, между двумя этими точками, мы — очень разные, мы проходим свой путь, непохожий ни на чей другой, но в самых главных и таинственных моментах жизни мы совсем не отличны друг от друга. Эти два важных дня в календаре всецело зависят от Бога. А то, что будет между ними и положенными нам годами, во многом зависит от нас. И тут очевидно, что жизнь, данная нам, должна быть все-таки чем-то большим, чем обычной чертой между датами на памятнике. Как это сделать?

В мире господствует потребительское отношение ко всему и, увы, ко всем. Это означает, что и сам человек нередко видит и оценивает другого исключительно в свете материальной полезности или ненужности. Человек становится выгоден, он важен пока у него есть связи, средства, возможность влияния. За молодостью и красотой тоже порой не видят и не хотят видеть человека, глядя на него как на обертку. И многие от этого страдают, но страшно то, что есть и те, кто этим успешно пользуется. И повсюду только призыв взять, найти, купить, съесть… Заработать чтобы потратить? А потом снова зарабатывать? А если нет возможности зарабатывать столько, сколько хотелось бы тратить? Кредит, и уже работа на него… А потом потихонечку исчезает человек. Сначала как часть общества. Нет денег, лишился жилья, спился. Где он? Нет, не на помойке, а всего лишь вне нашего внимания и интереса. А ведь это — человек, самого главного достоинства у которого никто не отнимал. Да и не отнимет, потому что он дорог и важен Богу. В этом его главное достоинство и заключается. Поэтому так печально, что он не замечен нами. А ведь нам встречи с такими людьми посылаются именно для того, чтобы мы не забывали об этом. Никто и никогда никакой гарантии не даст, что крайняя нужда не посетит и нас. Такое ли хотим прозрение?

Христова истина явила князю Владимиру правду о его прежней жизни. Правду о том, сколько было не замечено людей; о том, что добывалось мечом и силой; о том, к чему приводили похоть и алчность, гнев и жестокость. Жизнь князя, обуреваемая страстями и инстинктами, была лишена человеческого достоинства. И вот под действием благодати Божией он обрел способность увидеть все неприглядное в себе и раскаяться, изменить свою жизнь. А это — очень важный шаг на пути становления человека.

Очень страшно потерять человека в себе самом. Потеря эта невосполнима. Христианство же учит тому, что залогом сохранения человеческого является способность думать не о себе. А еще лучше не думать о себе. Даже в мельчайших каких-то бытовых ситуациях, что, к сожалению, у нас редко получается. Христианство учит жертвенной любви, то есть такой любви к ближнему, когда ты как раз забываешь о себе ради другого. Все это узнал равноапостольный князь Владимир, когда учение Христа стало главным мерилом его жизни.

В нынешнем мире все чаще замечается движение противоположенное тому, о котором говорил святой Креститель Руси, — движение от человека к зверю. И это движение никого не удивляет, и, что особенно печально, совсем не страшит. Может быть потому, что мы человека привыкли все чаще замечать только в зеркале?

Об этом говорят многие, бьют в набат, но порой не видят, за что зацепиться, в чем искать спасения от этого пагубного движения, по какому пути устремиться прочь от края этой пропасти. А путь уже давно указан — Христом, и истинность этого пути засвидетельствована сонмом святых, подражать примеру которых призван каждый из нас.

Больше того, христианство учит и тому, что человек должен развивать свои добродетели непрестанно, то есть самое главное стремление христианина — не просто стать хорошим человеком в общепринятом смысле, но вернуть себе образ и подобие Божии. Христос принял на себя человеческую природу, как бы присвоил ее Себе, чтобы через Него эта природа получила способность вернуть образ Божий, утерянный Адамом. Христос открыл этот путь для каждого. Цивилизационный выбор, как сейчас принято говорить, сделал для нашей страны князь Владимир. А следовать ли этим путем, возвышаться ли до звания человека и от человека — к образу Божьему — выбор за нами.

Священник Андрей Мизюк

Комментарии

Для того чтобы добавить комментарий вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Яндекс.Метрика